20 лет катастрофе «Конкорда»: как закончился пассажирский «сверхзвук». Почему отказались от сверхзвуковых пассажирских самолетов

Чего у него нет, так это портоидов. Без них корпус был бы более прочным, и, что самое главное, в каюту поступает очень много шума. «Мне не хочется сидеть в пылесосе», — замечает Качория.

Лавры «Конкорда». Кто сегодня проектирует сверхзвуковые пассажирские самолеты

С тех пор ультразвуковая авиация считается коммерчески безошибочной, а проще говоря, «Конкорд» — это безвозвратно ушедшее явление 20-го века, ламповое телевидение, 8-битные игры, немцы и т.д.

Однако авиаконструкторы с самого начала не оставляли своей мечты вернуть ультразвуковой полет человеку. И сегодня несколько вновь образованных крупных компаний разрабатывают новые модели ультразвуковых самолетов для гражданской авиации.

TTT подробно рассказывает о том, чего она хочет достичь.

Почему отказались от «Конкордов»?

С тех пор как Великобритания и Франция сняли с производства легендарный «ультрасоник», долетавший из Нью-Йорка в Лондон за три часа, пассажирские самолеты даже не приблизились к нормальным скоростям.

Сегодняшний рекорд «под кожей» принадлежит самолету Boeing 747 авиакомпании British Airways, который в феврале 2020 года совершил перелет из Нью-Йорка в Лондон за «4 часа 56 минут». И это произошло только благодаря «путешественнику», Шторму Ширеру.

British Airways Concorde 1986.

Предыдущий рекорд был установлен норвежским самолетом в 2018 году — 5 часов 13 минут. Среднее время полета по этому маршруту составляет около 6 часов.

Тем не менее, Конкорд прекратил строительство в 1970-х годах и остановил обращение в начале 1990-х годов. Почему

Проблема заключалась, прежде всего, в высокой стоимости. Технологическая разработка и производство новых самолетов оказались намного дороже, чем предполагалось изначально, и только государственная помощь в 1970-х годах спасла компанию от краха. Еще одной проблемой была высокая стоимость топлива. Топливный кризис 1970-х годов сделал операции с незваными ультразвуковыми самолетами менее выгодными. В результате их производство было прекращено в 1979 году. Французы и британцы летали в общей сложности на 20 таких самолетах до 2003 года, когда компании решили снять их с эксплуатации, обслуживая Air France и British Airways на более дальних маршрутах.

Решение о захвате этой модели самолета было принято после трагедии в аэропорту Шарля де Голля в 2000 году. Причиной крушения самолета Air France Concord была названа ошибка, допущенная американскими инженерами в аэропорту Хьюстона, однако компоненты были исправлены должным образом. Самолет стремительно падал. Тот факт, что многие национальные власти ранее запретили ультразвуковые полеты из-за создаваемого ими шума, не способствовал их успеху. И в конечном итоге они были убиты новым витком роста мировых цен на энергоносители.

Пассажирская авиация во всем мире уже много лет как отказалась от ультразвуковых полетов, но авиаконструкторы этого не сделали — они и сегодня продолжают разрабатывать новые модели.

Какие же «суперсоники» готовятся выйти на рынок в ближайшие годы?

Aerion AS2: 8-11-SEAT BUSINESS AIRCRAFT Компания AERION разрабатывает ультразвуковой самолет AS2. Работа над проектом началась в 2014 году, но интересно отметить, что с тех пор Aerion менялась дважды. Он начинал с Airbus, но в 2017 году был заменен на Lockheed Martin, а с февраля 2019 года основным партнером стартапа стал Boeing.

Начало производства AS2 запланировано на 2023 год.

Самолет рассчитан на 8-11 мест. AS2 летает на синтетическом топливе и может развивать скорость до 1,4 Маха*. Это в 1,5 раза быстрее, чем любой другой самолет деловой авиации, но меньше, чем Concorde, который летал со скоростью 2,04 Маха.

Однако AS2 имеет гораздо более низкий уровень звукового всплеска при прохождении через звуковой барьер (низкий всплеск). Проще говоря, новый самолет не будет ворчать в небе, как Concorde. Это важно, поскольку означает, что самолет не будет таким шумным, как Concorde. Меньший шум облегчает пролет самолетов над жилыми районами, а авиакомпаниям, владеющим самолетами, — переговоры с аэропортами. Многие аэропорты имеют свои собственные ограничения по уровню шума. До сих пор авиалайнеры в основном развивали сверхзвуковую скорость над водой, но AS2 теоретически может летать из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, из Лондона в Гонконг и из Парижа в Токио.

Производство AS2 на предприятии Aerion Park во Флориде (США) начнется в ближайшее время, в 2023 году, с планами выпустить 300 сверхзвуковых стальных птиц в течение первого десятилетия.

3 марта 2021 года стало известно, что коммерческая авиакомпания NetJets приобрела у Aerion опцион на 20 самолетов. А в феврале того же года СМИ сообщили, что НАСА заключило партнерство с несколькими компаниями, включая Aerion и Lockheed Martin, для разработки сверхзвукового самолета, способного разгоняться до 3 или 5 Махов.

Авиационные специалисты должны найти компромисс между увеличением скорости и сохранением адекватных характеристик взлета и посадки. Необходимы изменения геометрии в полете, которые не ухудшат характеристики на низких скоростях, и наоборот.

Маленькая деталь и большая катастрофа

За несколько минут до взлета Concorde из парижского аэропорта титановая пластина оторвалась от двигателя самолета McDonnell Douglas DC-10-30, когда он приземлился на ту же взлетно-посадочную полосу. Для DC-10 это повреждение не представляло опасности, но для Concorde деталь оказалась фатальной. На скорости 280 км/ч при взлете сверхзвуковой самолет столкнулся с обломками, повредив шину колеса. Обломки шины ударили по крылу самолета, повредив обшивку и вызвав утечку топлива. Другой кусок той же шины вызвал повреждение проводника и короткое замыкание. Топливо воспламенилось, и сработала пожарная сигнализация в одном из двигателей, который пришлось отключить. В этот момент спуск не мог быть завершен.

Позже, после взлета, другой двигатель с той же стороны отключился. Из-за горячих газов он не работал должным образом. Самолет начал крениться влево, потерял управление и врезался в небольшой отель в трех километрах от аэропорта. В общей сложности 113 человек погибли в результате аварии. Все погибли на борту и четверо на земле.

Вины «Конкорда» нет, но нет и самого «Конкорда»

Все полеты «Конкорда» были запрещены, хотя причиной катастрофы были, по сути, трагические обстоятельства. В то время было 13 таких самолетов, в основном в Париже и Лондоне, и один в Нью-Йорке. Все самолеты были тщательно проверены на наличие дефектов, и 5 сентября 2001 года ограничения были сняты; регулярные полеты возобновились в ноябре 2001 года, но произошла серия аварий, включая отказ одной из секций руля и утечку в Топливо.

Авария 2000 года, эти инциденты, события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке (и фундаментальные изменения в авиационной отрасли) и общая высокая стоимость полетов на Concorde положили конец развитию сверхзвуковых авиаперевозок. Последний полет Concorde состоялся 26 ноября 2003 года. Сегодня 18 из 20 построенных самолетов (не считая тех, которые разбились и были использованы на запчасти) хранятся в аэропортах, музеях и на выставках.

Прожорливый, быстрый и маленький

Экипаж «Конкорда» состоял из трех человек. Максимальная вместимость составляла 128 пассажиров, что сопоставимо с меньшим Airbus A318 320. На практике пассажировместимость была еще меньше: 92 пассажира на Air France и 100 на British Airways. При этом крейсерская скорость составляла 2 300 км/ч, тогда как у стандартных Airbus и Boeing (A320 и 737 соответственно) она была всего 820 км/ч. Другими словами, Concorde был почти в три раза быстрее, чем самый распространенный самолет. Расход топлива составлял приблизительно 28 000 литров в час. Для сравнения, Airbus серии 320 потреблял от 2,4 до 2,9 тысяч литров топлива в час. Да, Concorde был быстрее, но не в 10 раз, и поэтому не дешевле.

Concorde был совместным предприятием между British Aircraft Corp. и Aerospacial из Франции. Активная разработка началась в 1962 году, а проектирование было завершено в 1966 году. Первый прототип полетел в 1969 году, а первый прототип взлетел в 1971 году. Первый серийный самолет полетел в 1973 году.

Разработка велась в контексте глобальных ожиданий в отношении сверхзвуковых самолетов. Кроме Concorde, существует только один пример встроенного сверхзвукового пассажирского самолета. Это советский самолет Ту-144. Его коммерческая эксплуатация началась в 1975 году и продолжалась до 1978 года.

Первый полет прототипа Ту-144 состоялся в последний день 1968 года, за несколько месяцев до первого полета прототипа Concorde, а в 1973 году один из самолетов разбился во время первого полета в Ле Бурже. Однако впоследствии самолет вновь появился на тех же авиашоу в 1975 и 1977 годах. Также была начата коммерческая деятельность, сначала как грузовой, а затем как пассажирский самолет.

Причиной закрытия Ту-144 на пассажирском маршруте (он летал из Алма-Аты в Москву) стала авария прототипа под Москвой, но на самом деле основной причиной считались высокие затраты и отсутствие рентабельности. Даже при более высоких ценах на билеты, чем на обычные самолеты, они не могли покрыть эксплуатационные расходы.

У компании Boeing в США также был план. В частности, Boeing 2707 находился в разработке с 1960-х годов до 1971 года. Однако его планы были отвергнуты. В целом, основной проблемой сверхзвуковых самолетов являются их высокие эксплуатационные расходы. В результате, например, стоимость перелета из Лондона в Нью-Йорк и обратно может достигать 10 500 долларов США.

Быть игроком — удовольствие не из дешевых; быть игроком в России — уже роскошь. С течением времени цены на игрушки и аксессуары растут, а требования к системе повышаются.

Почему сейчас нет сверхзвуковых самолетов

Во второй половине прошлого века сверхзвуковые самолеты были очень популярны. Многие наверняка слышали о соревновании между Ту-144 и «Конкордом». Однако сегодня сверхзвуковые самолеты больше не используются в гражданской авиации. Об этом рассказывается в данной статье.

Простота.

Геометрия сверхзвуковых самолетов нуждается в дальнейшем совершенствовании для снижения аэродинамического сопротивления. Специально для этой цели эти самолеты имеют удлиненный фюзеляж с вытянутой мордой и дельтавидные крылья. Сверхзвуковые самолеты доставляли неудобства при авиаперелетах как пилотам, так и пассажирам.

Ту-144″.

Она негибкая и очень сложная для посадки. Фюзеляж был слишком узким, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно, а пассажирских мест было мало. Кроме того, сверхзвуковые самолеты были очень шумными.

Как сопротивление воздуха, так и работа мощных двигателей создают много шума. Как только звуковой барьер преодолевается, уровень шума резко возрастает. Даже на больших высотах люди на земле слышат очень громкие звуки, похожие на выстрелы. Из-за шума сверхзвуковые самолеты могли летать только над морем.

Работа.

Сверхзвуковые самолеты требуют точного и правильного обслуживания, чтобы избежать опасных ситуаций в полете. Также были отмечены проблемы с двигателями этих самолетов. Они очень мощные и дорогие, но их главный недостаток в том, что они тратят топливо, особенно в режиме форсажа.

‘Конкорд.

Исходя из всего вышесказанного, от сверхзвуковых авиалайнеров отказались.

Почему нынешнее поколение медленнее предыдущего?

Даже дозвуковые авиалайнеры были быстрее современных самолетов. Кроме того, они использовались для создания реактивных самолетов, способных вместить большое количество пассажиров. Почему все это исчезло?

Современные авиалайнеры имеют большие крылья и меньшие проемы, чем раньше. Это придает им большую плавучесть, чем сканирующие крылья высокоскоростных самолетов. Как известно, чем выше плавучесть, тем более управляем самолет. Они медленнее по скорости, но значительно облегчают пилоту посадку.

Другая причина — экономия топлива. Современные двигатели с турбонаддувом не развивают более высоких оборотов, но потребляют меньше топлива.

Комфорт — еще один важный фактор. Никому не нравится летать в шумном самолете, который постоянно вибрирует, даже если он очень быстрый. Низкая скорость минимизирует шум и вибрацию, вызванные трением воздуха.

Но как насчет современных сверхзвуковых самолетов?

Технологии развиваются стремительно. Самолеты постоянно совершенствуются. Некоторые компании действительно пытаются создать сверхзвуковые авиалайнеры. Но остается еще много сложных проблем, которые необходимо решить.

Возможно, уже через несколько лет появится сверхзвуковой авиалайнер, который будет таким же тихим, экономичным и комфортным, как обычный самолет. Нам остается только ждать и смотреть.

Оцените статью
club-cs.ru