Илон Маск, подаривший миру SpaceX и Tesla, уверен: транспортная система должна выйти на новый уровень, став быстрее, экологичнее и дешевле. Рассказываем, что такое Hyperloop и почему этот проект Маска так часто критикуют
Украина отметила прогресс на переговорах в Стамбуле ракетным ударом по Донецку
В Лос-Анджелесе прошла церемония объявления победителей 94-й премии «Оскар». Главным событием стал инцидент между лауреатом премии Уиллом Смитом и ведущим церемонии комиком Крисом Роком. Ведущий пошутил над стрижкой жены Смита, после чего актер поднялся на сцену и дал тому пощечину. Впрочем, многим конфликт показался инсценировкой
В Москве испытывают электрические речные трамвайчики ледового класса
В Москве начались ходовые испытания первого российского электрического речного трамвая. Сергей Собянин сообщил, что отечественные суда смогут осуществлять перевозки круглогодично. Помимо этого, суда являются экологичными и их эксплуатация не нанесет вреда окружающей среде
Митинг-концерт в «Лужниках» в честь 8-летия воссоединения Крыма с Россией
В Москве в «Лужниках» состоялся концерт-митинг в честь годовщины воссоединения Крыма с Россией, в котором участвовало 200 тыс. человек. Выступивший на митинге Владимир Путин заявил, что крымчане поступили правильно, поставив 8 лет назад жесткий барьер на пути неонацистов
Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области
В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии
В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»
В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Главная тема
За тридцать лет независимости Украина предпринимала целый ряд грандиозных проектов – от анекдотических до самых серьезных. Киев планировал достичь фантастических результатов по целому ряду направлений – от политики до технологических достижений. На что были направлены усилия Украины и каким образом они в итоге полностью провалились?
30 лет – немалый срок. Достаточный, чтобы если не подводить итоги, то фиксировать результаты. Причем уже без всяких скидок и отговорок: «Ой, не успел», «все сложно», «были обстоятельства». Обстоятельства – они у всех. Но тот же Китай, который еще лет 10 назад стал второй экономикой мира, пример такого фиксирования результатов. Пример того, чего можно добиться за 30 лет, если долбить в одну точку. Но уже через несколько дней 30 лет независимости отмечает Украина, потому и речь о ней.
Ментальность, груз советского наследия или стечение обстоятельств, но условный китайский путь (начинаем с полотенец и зажигалок, спустя 40 лет запускаем свою космическую станцию) Украину за все эти годы никогда не привлекал. В итоге Украина оказалась кладбищем проектов разной степени грандиозности.
Провал идеи «славянской Франции»
Тяга к сверхпроектам в какой-то степени и была отправной точкой современной Украины. «Я думал, что Украина будет демократическим цивилизованным государством европейского образца, богатой страной с колоссальными возможностями», – говорил в канун 20-летия украинской независимости первый президент Украины Леонид Кравчук. Эта вера облеклась у него в формулу «Украина – вторая Франция» (вспомним момент принятия присяги из фильма «72 метра»: «. Украина станет славянской Францией, Канадой Восточного полушария»). То есть это не выдумка сценаристов, а лишь художественное переосмысление. Кравчук тогда даже назвал срок, нужный для превращения во вторую Францию – пять лет.
Спустя годы Кучма признал: «За все надо платить. В том числе надо платить и за независимость. Кто какую сумму заплатит, это второй вопрос. Мы в какой-то мере этих людей обманывали, когда говорили, что Украина кормит всю Россию, считали все, что на Украине производится, по мировым ценам».
Именно из этих расчетов и выросла идея «второй Франции». Дальше Кучма говорит и о том, отчего все эти расчеты рухнули. В них не учитывалось, что независимой Украине придется платить мировую цену за энергоносители.
Впрочем, на этом Украина не остановилась. Формулу Кравчука через 14 лет почти дословно повторил Виктор Ющенко. Тот пообещал украинцам к 2014 году догнать по ВВП Польшу. Последняя до сих пор используется в качестве морковки. К тому же манят украинцев польской благодатью уже не только президенты, но и представители МВФ. Вот только недавно представитель МВФ на Украине Йоста Люнгман пообещал, что через 20 лет она догонит Польшу. Правда, для этого украинский ВВП все эти годы должен расти на 6%. Просто сидеть и ждать недостаточно. Поэтому нынешняя украинская власть не решается на такие смелые прогнозы и закладывает 30-40 лет (а экс-глава Минфина Маркарова – даже 50).
Но как бы там ни было, одна компания точно готова вкладывать деньги в проект и развивать транспортную инфраструктуру Hyperloop. Хотелось бы надеяться, что Ричард Брэнсон не отступит от своих планов и доведет дело до конца, несмотря на пандемию и другие проблемы.
Как строят Hyperloop в других странах
В 2013 году Илон Маск предложил проект вакуумного поезда Hyperloop Alpha как « пятый вид транспорта после поезда, самолета, автомобиля и корабля». Предполагалось, что специальные поезда-капсулы будут двигаться по системе трубопроводов со скоростью от 480 до 1220 км/час. Таким поездам не нужно преодолевать трение опоры и встречное сопротивление воздуха, а набегающие воздушные массы должны перенаправляться под днище капсулы с помощью расположенных в ее носу направляющих и вентилятора.
Илон Маск заявил, что не собирается заниматься конструированием Hyperloop сам, и предоставил проект в открытое пользование. После этого сразу несколько крупных компаний занялись исследованиями и разработками Hyperloop. Среди них — Virgin Hyperloop ( США), Hyperloop Transportation Technologies ( США), TransPod ( Канада), DGWHyperloop ( Индия), AECOM ( США) и SpaceX ( США). При этом некоторые эксперты все еще скептически относятся к заявлению о том, что идея осуществима и экономически обоснована. Утверждалось также, что Hyperloop слишком восприимчив к перебоям в электроснабжении и террористическим атакам, чтобы считаться безопасным. Тем не менее, первые успехи в реализации проекта уже есть.
Илон Маск предоставил проект Hyperloop Alpha в открытое пользование, чтобы разработкой и исследованием технологии могли заняться все заинтересованные
Virgin Hyperloop One ( США)
Зарегистрированная в 2014 году американская компания Virgin Hyperloop One к маю 2019 года привлекла 400 миллионов долларов инвестиций, ведет активные исследования Hyperloop в США и готовится к сотрудничеству с другими странами, заинтересованными в развитии инновационного транспорта. Ее публично заявленная цель — построить полностью работоспособную систему Hyperloop к 2021 году. Сегодня Hyperloop One разрабатывает технико-экономическое обоснование ( ТЭО) совместно с Управлением автомобильных дорог и транспорта Дубая для пассажирских систем в ОАЭ. Другие технико-экономические обоснования готовят в России, Лос-Анджелесе и Нидерландах.
В апреле 2017 года Virgin Hyperloop One завершила в Лас-Вегасе строительство испытательного полигона с длиной трассы 500 м, и месяц спустя провела первое в мире полевое испытание системы. Пассажирская капсула Hyperloop разогналась до 113 км/ч, в июле ее скорость подняли до 310 км/час, а в декабре — до рекордных 387 км/ч. По словам сопредседателя совета директоров Hyperloop One Зиявундина Магомедова, если длину трассы увеличить до 2 км, разогнать капсулу получится до 1 000−1 200 км/ч.
В феврале 2018 года Ричард Брэнсон из Virgin Hyperloop One объявил о предварительном соглашении с правительством штата Махараштра в Индии о строительстве Hyperloop из Мумбаи в Пуне. Предполагается, что после 6-месячного исследования проекта Virgin Hyperloop One в течение 2−3 лет построит демонстрационную трассу, а в течение следующих 5−7 лет — и полноценную дорогу
В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Что делают эти компании?
У Hyperloop Transportation Technologies не так много кейсов. По большей части представители этой организации что-то время от времени заявляют.
Правда, на днях стало известно, что лондонская архитектурная компания Zaha Hadid Architects подписала соглашение о сотрудничестве с Hyperloop Italia. Последняя как раз входит в Hyperloop Transportation Technologies.
Итальянская компания планирует построить маршрут между Миланом и аэропортом Мальпенса. По словам представителей, трасса сократит время поездки с 45 минут всего до 10. Преимущество трассы в том, что она будет относительно небольшой, так что на ее примере можно будет отработать реализацию концепта Hyperloop и посмотреть, насколько все это работоспособно — как в технологическом, так и экономическом плане.
На данный момент, о проекте известно немного. Основатель заявляет, что энергия будет поставляться из альтернативных источников, а строительство будет вестись с использованием экологически чистых материалов. Но это все слова, а вот публикаций с информацией о технологиях, стоимости и других подробностях нет.
Известно, что основана компания в 2020 году, а количество сотрудников не превышает полсотни человек. Вот их страничка в LinkedIn.
Собственно, от HTT это все — больше никаких признаков жизни в медиаполе они не подают. Возможно, проблема как раз в распределенной работе и бесплатном труде энтузиастов — идей много, но единой направляющей нет, кто за что отвечает, тоже непонятно.
А вот Virgin Hyperloop как раз работает и весьма активно. У этой компании, поддержанной Ричардом Брэнсоном, много всяких событий, новостей и прочего.
Например, в ноябре 2020 года именно Virgin Hyperloop впервые испытал прототип капсулы с пассажирами. При этом пассажирами были не люди со стороны, а главный технический директор компании Джош Гигель и директор по работе с клиентами Сара Лучиан.
Скорость испытательной капсулы в тестовом тоннеле была сравнительно небольшой — 172 км/ч. Это ничто по сравнению с заявленными ранее 1200 км/ч. Тем не менее, компания продолжает строить испытательные площадки и проводит тесты, так что работа ведется. Капсула с руководством тестировалась в 500-метровом тоннеле. Это расстояние капсула преодолела за 15 секунд.
Кроме того, Virgin Hyperloop строит научно-исследовательский центр по изучению возможностей нового транспортного средства. Строительство ведется в Западной Вирджинии, США. К основному корпусу планируют подключить испытательную ветку Hyperloop, которая поможет тестировать систему, доводя ее до финального варианта.
Компания всеми силами старается сделать его центром не только в Вирджинии, но и США, да и всем мире. Там планируется открыть около 13 000 рабочих мест, включая IT и инженерные должности.
В мае этого года компания заявила о намерении запустить новый транспорт на коммерческой основе к 2027 году. Причем речь как раз идет о скорости в 1200 км/ч. Инженеры доработали аккумуляторы, силовую электронику и ряд датчиков капсулы — кстати, каждая из них рассчитана не на 2 пассажира, которых мы видели в ролике выше, а на 28 человек.
Несколько дней назад руководитель компании дал обширное интервью, в котором продолжает с оптимизмом смотреть в будущее. Например, он заявил, что в мае 2021 обсудил проекты компании с группой Transportation and Infrastructure Сената США. Здесь людей с улицы выступать не приглашают, так что можно надеяться на относительно скорое появление Hyperloop.
Впереди — ни облачка?
Не совсем так. На Hyperloop сильно повлияла пандемия коронавируса, задержав реализацию нескольких проектов. Та же Индия, которая собиралась строить у себя пробный участок дороги, отказалась от проекта потому, что у страны появилась гора проблем, связанных с COVID-19.
Кроме того, система очень дорогая, проекты требуют средств, исчисляемых миллиардами долларов США, выделить которые готов не каждый инвестор.
Еще одна задача — безопасность системы. Да, руководитель компании проехал по тестовой трассе, но со скоростью, которая почти в 10 раз меньше расчетной. В Сети активно обсуждают, что будет, если капсула сорвется. С другой стороны, в мире полным-полно не менее опасных технологий, а ими все же пользуются.
Но как бы там ни было, одна компания точно готова вкладывать деньги в проект и развивать транспортную инфраструктуру Hyperloop. Хотелось бы надеяться, что Ричард Брэнсон не отступит от своих планов и доведет дело до конца, несмотря на пандемию и другие проблемы.