Сколько российских космонавтов погибло при полетах в космос? (ИНФОГРАФИКА). Кто из космонавтов погибло в космосе

Вскоре прозвучало слово «разгерметизация». Люк был отозван, и была проведена проверка на герметичность. Однако ее результаты показали, что люк был надежным и не имел никакого отношения к делу.

Сколько российских космонавтов погибло при полетах в космос? (ИНФОГРАФИКА)

Предположим, что ни один астронавт не погиб сразу в космосе. Те, кто находился на орбите Земли во время миссии, погибли в земной атмосфере из-за разгерметизации кабины или неисправности бледной системы.

В целом, на счету советских космонавтов четыре смерти в полете, последняя произошла в 1971 году.

Однако во всем мире это число достигло 18.

Подавляющее большинство смертей произошло во время американских миссий. В 1986 году семь американских астронавтов погибли в результате аварии автобуса «Челленджер». Трагедия произошла на 73 секунде полета, на высоте 14 км, автобус все еще был виден с земли, и за его полетом в прямом эфире наблюдали миллионы людей по всему миру. Один из промоутеров был оторван от своего основания и насажен на топливный бак.

Момент запуска и взрыва последнего

Момент последнего запуска и взрыва «Чалнгера».

Фотоархив Космического центра имени Кеннеди / НАСА

Вторая трагедия произошла в 2003 году. Колумбийский космический автобус вошел в атмосферу при падении за 16 минут до приземления. В нем участвовали шесть американских астронавтов и один израильский специалист. Позже комиссия выяснила, что причиной стало разрушение внешнего слоя теплозащитного экрана левого крыла — при запуске космического автобуса отделилась изоляция кислородного бака.

Первая смерть в космосе

Однако первая смерть в космосе произошла на советском корабле «Союз-1». Владимир Комаров был номером 7, одним из первых космонавтов на Земле.

В 1962 году космическая гонка между СССР и США была в самом разгаре, и руководители советской космической программы использовали любую возможность, чтобы одолеть США. В том году решение о разработке космического корабля «Союз» для полета на орбиту Луны затянулось на пять лет. До этого момента был разработан космический корабль следующего поколения — «Союз-2». Комарову предстояло выполнить уникальную миссию. Впервые он должен был связать два космических корабля «Космос» — «Союз-1», правитель, с «Союзом-2», который полетел на следующий день. Однако это не удалось.

Πιλότος-Κοσμοναύτης της ΕΣΣΔ, κυβερνήτης του διαστημοπλοίου.

Владимир Комаров, советский летчик-космонавт, командир космического корабля «Восход-1».

С самого начала на корабле «Союз-1», где находился Комаров, что-то происходило. Во-первых, один из солнечных коллекторов не был открыт. Тогда приказ направить космический корабль на Солнце не прошел, коротковолновая связь отказала… Затем, когда космический полет приземлился, автоматика «запретила» нажимать на тормоз. Комарову удалось контролировать лодку, и казалось, что все кончено. Однако на последних этапах спуска ремни на нёбе изменились. Спускаемый аппарат корабля «Союз-1» врезался в землю со скоростью около 60 метров в секунду и взорвался.

‘То, что случилось с Комиловым, было нашей ошибкой, разработчика системы. Мы начали очень быстро. Мы недостаточно хорошо выполнили свою работу», — говорит Борис Чарток, который впоследствии стал одним из главных дизайнеров. Прежде чем отправить Владимира Комарова в космос, «Союз» провел три беспилотных запуска без сбоев. «Ήμασταν υποχρεωμένοι να κάνουμε τουλάχιστον μία ακόμη πραγματική εκτόξευση χωρίς προβλήματα. Ίσως με μια ανθρώπινη μακέτα. Και να αποκτήσουν πλήρη εμπιστοσύνη», εκτίμησε ο Τσέρτοκ.

Η περίπτωση του Союз 11″.

Четыре года спустя произошла еще одна крупная трагедия. Во время возвращения с орбиты космический корабль «Союз-11» разгерметизировался, и все три космонавта (Георгий Броворский, Владислав Волков и Виктор Пацаев) погибли при возвращении на Землю.

Πλήρωμα διαστημόπλοιου.

Экипаж корабля «Союз 11» на борту тренировочного корабля (слева направо): пилот корабля Георгий Броворский, инженер-испытатель Виктор Пацаев и бортинженер Владислав Волков.

Экипаж впервые встретился с «Салютом-1», первой в мире пилотируемой орбитальной станцией. В июне 1971 года они приземлились на космической станции и получили приказ вернуться на Землю после выполнения всех необходимых задач. Давление воздуха, температура и все оборудование в квартире корабля «Союз 11» были в норме, но связь с Землей была постоянной. Полет проходил нормально, пока связь с космонавтами не была внезапно потеряна на высоте 150 километров. Однако посадочный аппарат с экипажем продолжил запланированный спуск. Он вошел в атмосферу, вовремя сработала парашютная система, включились двигатели плавной посадки, и аппарат приземлился в районе цели. Когда поисковая группа прибыла к капсуле, они обнаружили космонавтов лежащими в своих позах без признаков жизни.

Γραμματόσημο της ΕΣΣΔ. 1971. г.т. Добровольский, В.Н. Волков, В.И. Пацаев.

Советская печать. 1971. г.т. Добровольский, В.н. Волков, В.и. Патосаев.

В конце концов, на высоте 150 км от Земли был открыт вентиляционный клапан, уравновешивающий давление внутри аппарата. На самом деле, он должен был открыться на высоте 4 км над Землей. Экипаж понял, в чем проблема, и попытался устранить «утечку», но всего через 40 секунд давление внутри космического корабля упало, астронавты потеряли сознание и вскоре умерли. Их могли бы спасти космические скафандры, но «Союз-11» вмещал только трех астронавтов в одном корпусе, если бы их не было.

Учитывая это, было принято решение не только запустить в космос пилотируемый «Союз», но и впервые в истории причалить два пилотируемых космических корабля. Запуск «Союза-2» был запланирован на следующий день.

Союз-1

Год: 1967

Количество жертв: 1

Официальная причина: отказ тормозной системы парашюта/проблемы конструкции космического корабля

23 апреля 1967 года должно было состояться важное событие: первый запуск советского космического корабля «Союз». Согласно плану, первым с корабля «Союз-1» должен был стартовать пилот Владимир Комаров. В дальнейшем планировался запуск «Союза-2» с Быковским, Елисеевым и Хруновым на борту. В космосе космические корабли состыковались, и Елисеев и Хрунов направились к «Союзу-1». На словах все звучало амбициозно, но с самого начала что-то пошло не так.

Вскоре после запуска «Союза-1» солнечные панели не раскрылись, система ионной ориентации была нестабильна, а датчик ориентации солнечных звезд вышел из строя. Миссия должна была быть срочно завершена. Полет «Союза-2» был отменен, и Владимиру Комарову было приказано вернуться на Землю. И здесь возникла серьезная проблема. Из-за неисправности системы и смещения центра тяжести он не смог сориентировать корабль, чтобы нажать на тормоза. Благодаря своему профессионализму, Комаров смог вести корабль практически вручную и успешно войти в атмосферу.

После схода космического корабля с орбиты были поданы тормозные импульсы, и отсеки были аварийно отсоединены. Однако основной и запасной тормозные парашюты не раскрылись на заключительном этапе спуска и посадки. На скорости около 150 км/ч посадочный аппарат врезался в землю в Адамовском районе Оренбургской области и воспламенился. Устройство было полностью разрушено во время удара. Владимир Комаров умер. Причину отказа тормозной системы парашюта установить не удалось.

Союз-11

Год: 1971

Число погибших: трое.

Официальная причина: преждевременное открытие вентиляционного клапана и последующая разгерметизация кабины.

1971. Советский Союз проиграл гонку на Луну, но взамен создал орбитальную станцию, на которой можно было оставаться и проводить исследования в течение многих месяцев. Первая мировая миссия на орбитальную станцию прошла успешно. Экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева оставался на станции в течение 23 дней, но после того, как на ОС вспыхнул сильный пожар, космонавтам было приказано вернуться на Землю.

На высоте 150 км квартира была отрезана. В то же время на высоте 2 км самопроизвольно открылся вентиляционный клапан, который должен был быть открыт. Кабина начала заполняться туманом, который конденсировался из-за перепада давления. Через 30 секунд астронавты потеряли сознание. Еще через две минуты давление упало до 50 мм рт. ст. Астронавт умер от удушья, так как на нем не было скафандра.

Экипаж не ответил на вопросы из диспетчерской, но вход в атмосферу, торможение и посадка прошли успешно. После этого трагического инцидента пилоты «Союза» были обязаны носить космические скафандры.

Шаттл Челленджер

Год: 1986

Число погибших: семь человек.

Официальная причина: утечка газа из твердотопливной ракеты

Середина 1980-х годов стала настоящим триумфом для американской программы космических шаттлов. Успешные миссии следовали одна за другой через необычайно короткие промежутки времени, иногда продолжаясь всего 17 дней. Миссия Challenger STS-51-L была важна по двум причинам. Во-первых, он побил предыдущий рекорд, поскольку продолжительность миссии составила всего 16 дней. Во-вторых, в состав экипажа «Челленджера» входили учителя, которым было поручено вести уроки с орбиты. Эта программа должна была стимулировать интерес к космическим полетам, который в последние годы несколько снизился.

28 января 1986 года Космический центр имени Кеннеди был заполнен тысячами зрителей и журналистов. Прямую трансляцию смотрели около 20 процентов населения страны. Космический шаттл поднялся в воздух под восторженные возгласы зрителей. Сначала все шло хорошо, но затем из твердотопливной ракетной установки справа появилось облако черного дыма, а затем из него вырвался огненный факел.

Через несколько секунд пламя стало больше из-за сгорания вытекшего водорода. Примерно через 70 секунд внешний топливный бак начал разрушаться, после чего последовал внезапный взрыв и отделение орбитальной кабины. Астронавты пережили обрушение кабины и пытались прийти в сознание и даже восстановить силы. Однако ничего не помогало. В результате столкновения кабины космического корабля с водой, на скорости 330 км/ч, весь экипаж погиб на месте.

После взрыва автобуса множество камер продолжали снимать это событие. Объективы зафиксировали лица потрясенных людей, включая родственников и семерых погибших астронавтов. Это был один из самых трагических кадров в истории телевидения. После катастрофы автобусы были запрещены на 32 месяца. Были усовершенствованы твердотопливные системы запуска, а все автобусы стали оснащаться парашютными системами спасения.

В отличие от случая с Комаровым, посадка прошла абсолютно нормально — аппарат мягко приземлился в запланированном районе. Все было хорошо, кроме одного — экипаж не выходил на связь.

Братья Юдика-Кордилья

Акилле и Джованни Баттиста Джудика Кордилья. Эти два итальянских радиолюбителя утверждали, что записали несколько радиопередач из советской космической миссии. По их словам, это катастрофы. Братья выпустили серию записей в 1960-х годах. Первый датируется маем 1964 года, а последний — апрелем 1964 года. Одной из самых известных была запись, сделанная в ноябре 1963 года. Предполагается, что они были сожжены на борту космического аппарата во время переоценки. Однако подлинность записей была под вопросом. Критики подчеркивают неграмотный русский язык и несоблюдение советских протоколов общения. Остается только один вопрос: были ли эти записи фарсом или преднамеренным вызовом.

В 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции, планировалось вывести на орбиту два советских космических аппарата. Однако, несмотря на возражения Гагарина, полет не был отложен. Комаров согласился лететь и сказал, что сотрудники МКЦ знали, что он умрет. А если бы он отказался лететь, вместо него погиб бы запасной космонавт Юрий Гагарин. Премьер-министр СССР Алексей Косыгин позвонил ему по видеотелефону и сказал, что он герой. Однако, как только «Союз» был обведен, он начал давать сбои. Антенна не открылась так, как должна была, питание корабля прервалось, и навигация была затруднена.

Владимир Комаров погиб после того, как его космический корабль вошел в атмосферу. По официальной версии, это произошло из-за повреждения парашютной системы.

Лунная миссия

Некоторые источники утверждают, что перед историческим полетом «Аполлона-11» на Луну Советы предприняли авантюрную попытку одолеть американцев. Несмотря на неудачу первого испытательного запуска новой советской ракеты Н-1 20 января 1969 года, якобы было принято решение отправить космический корабль «Союз 7к-Л3» к Луне с помощью другой Н-1. Считается, что эта попытка произошла 3 июля 1969 года. В результате запуска произошел взрыв, который предположительно разрушил стартовую платформу и убил астронавта. Однако этот запуск был беспилотным. Он предназначался для испытания лунного оборудования.

Валентин Бодаренко, член группы космонавтов, погиб в марте 1961 года в результате пожара в гипербарической камере. Это держалось в секрете в течение многих лет. Επισήμως το ατύχημα έγινε γνωστό μόνο τη δεκαετία του 1980. Ο Μπονταρένκο έμειν στην ιστορία ως το πρώτο άτομο που πέθανε στο διαστημικό πρόγραμμα. Πολλοί επιστήμονες πιστεύουν ότι αν το περιστατικό δεν είχε συγκαλυφθεί, η πυρκαγιά στο Apollo 1 θα είχε αποφευχθεί.