БТ-7 применялись и в боях Великой Отечественной войны. Существует мнение, что танк морально устарел к июню 1941 года, что и привело к массовым потерям. Однако, к массовым потерям привело применение БТ-7 не по прямому назначению. Не предназначался БТ-7 для прорыва подготовленной обороны или встречного танкового боя.
Танки серии БТ – быстроходные советские «американцы»
По сей день известна и даже популярна песня «Три танкиста». Однако у многих она ассоциируется с Великой Отечественной войной, а танк – с «тридцатьчетвёркой». Хотя в песне говорится про «границу у Амура», да и экипаж Т-34 состоял из четырёх-пяти, а вовсе не трёх танкистов. Да и написана песня ещё в 1938 году. А «машина боевая», о которой поётся – лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7.
Представитель семейства бронетехники, который был, вероятно, лучшим советским танком довоенного периода, и одним из лучших в своём классе вообще. «Бэтэшки» воевали ещё в 1945 году, «пережив» некоторые более современные машины.
История создания
В 1930 году в США прибыл начальник управления механизации и моторизации Красной Армии Иннокентий Халепский. Целью его загранкомандировок было изучение образцов зарубежной военной техники, а, если удастся – то и закупка для дальнейшего изучения в СССР. В Америке Халепский заинтересовался танком М1931 – инициативной разработкой конструктора Джона Уолтера Кристи. Одной из особенностей этой машины был колёсно-гусеничный движитель.
В то время ресурс гусениц был невелик, а танковых тягачей ещё не существовало, что, вкупе с разрушительным воздействием гусениц на дорожное покрытие, затрудняло переброску танков. Кристи вышел из этого положения, использовав в качестве катков обрезиненные колёса, передняя пара которых могла поворачиваться. Таким образом, танк мог ездить по дорогам на колёсах, при этом демонстрируя рекордные для своего времени скоростные качества.
В конце года, два М1931 (правда, без вооружения и башен) отправили в СССР.
Техника произвела хорошее впечатление, и машину приняли на вооружение под названием БТ-2 (быстроходный танк). Нашлась и ниша для применения БТ – он должен был прикрывать от вражеской бронетехники «пехотные» Т-26.
Танк БТ-7 БТ-2 БТ-5История этой боевой машины началась после закупки в США в 1930 году двух колёсно-гусеничных танков Кристи. Несколько усовершенствованный (вновь была разработана лишь башня с вооружением), этот танк приказом Реввоенсовета СССР от 23 мая 1931 года был принят на
Вооружение
На вооружении у БТ-7 была 45-мм пушка 20-К обр.1932 года, такая же, как у Т-50.
- Боекомплект, сн. — 84
- Начальная скорость полета бронебойного снаряда, м/с, — 760
- Начальная скорость полета подкалиберного снаряда, м/с, — 1070
- Прицельная дальность, м, — 1500
- Углы вертикальной наводки, град.: −8…+25°
- Скорострельность, выстр./мин – до 12
- Дополнительное вооружение: Один пулемет ДТ спаренный с орудием.
- Масса, т — 14
- Экипаж, ч — 3. Командир(он же наводчик), Заряжающий, Механик-водитель.
- Длина корпуса, мм — 5660
- Ширина корпуса, мм — 2290
- Высота, мм — 2417
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 22 / 18° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 15 / 60° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 15—22 / 0—60° |
Борт корпуса, мм/град. | 15+4(экраны) / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 10 / 55° |
Корма корпуса (середина), мм/град. | 13 / 10° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 13 / 58° |
Днище, мм | 6 |
Крыша корпуса, мм | 10 |
Лоб башни, мм/град. | 15 / 0° |
Маска орудия, мм/град. | 20 |
Борт башни, мм/град. | 15 / 0° |
Корма башни, мм/град. | 15 / 0° |
Крыша башни, мм | 10 / 85—90° |
- Мощность двигателя, л. с. — 400
- Максимальная скорость, км/ч — 52 на гусеницах. На колесах 72.
- Запас хода по шоссе, км — 375 на гусеницах. На колесах 460.
- Удельная мощность, л. с./т — 28,8
- Преодолеваемый подъём, град. — 42°
23 июня 1941 года экипаж сержанта Найдина на танке Бт-7 за один день уничтожил 15 немецких танков и 10 артиллерийских орудий. Танк действовал внезапно из засад. При этом вёл бой с превосходящим противником (один против танковой роты).
Общее устройство БТ-7
Компоновка танка в общем повторяет таковую у своего предшественника. Главные отличия в следующем:
- новый сварной корпус;
- новая башня (с 1937г) конической формы;
- мелкозвенчатые гусеницы;
- двигатель М-17;
- 76-мм орудие в артиллерийском варианте танка БТ-7;
Корпус БТ-7 разделен на 5 отделений, а именно:
- отделение управления;
- моторное;
- боевое;
- кормовое;
- трансмиссионное;
Отделение управления — в носовой части. Там были установлены приборы управления, привод управления, место водителя. От боевого управления его отделяла арка, которая придавала дополнительною жесткость.
Боевое отделение в средней части бронекорпуса. В нем обустроены сидения наводчика и заряжающего, боекомлект, приборы наблюдения и управления огнем и вооружение.
Моторное отделение примыкало к боевому и было разделено моторной перегородкой. В отделении располагались: двигатель, система охлаждения, смазки и питания двигателя. Помимо этого на моторной перегородке закреплено два аккумулятора. Два топливных бака разместили по бокам двигателя между бортовой броней и внутренними стенками.
Трансмиссионное отделение БТ-7 в корме и отделено от моторного вентиляторной перегородкой. В этом одолении смонтированы масляные и топливные баки, КПП, бортовые фрикционы, электростартер. Также за кормовой перегородкой мог быть установлен дополнительный бак для топлива, объемом в 400 литров.
Описание конструкции БТ-7
Корпус.
Броневая защита – противопульная из катаных бронелистов. Машины первых годов выпуска имели защиту на уровне БТ-5. Бронекорпус БТ-7 собран и броневых листов и листов конструкционной стали соединенными между собой в основном с помощью сварки и меньшей степени при помощи заклепок. Разъемные соединения соединены болтами. Люк механика-водителя в лобовых листах броневого корпуса незначительно смещен влево к борту.
Наблюдение с места водителя в условиях боя обеспечивал прибор наблюдения типа «триплекс». Для обеспечения лучшей защиты в тридцать седьмом году толщину верхней створки довели до двадцати миллиметров.
Борт корпуса — двойной, наружные листы броневые, внутренние из конструкционной стали. К внутренним листам из конструкционной стали приварены подкосы, на которые крепили винтами наружные бронелисты. Крыша корпуса БТ-7 состояла из пяти листов с креплением к подкосам при помощи винтов.
Башни танков БТ-7 1935-36гг. выпуска — цилиндрические, сварные. По конструкции, не отличавшиеся от башен БТ-5. С сентября тридцать седьмого года освоили выпуск башен в виде усеченного конуса. Башен имелось два типа:
В кормовых нишах танков выпуска тридцать седьмого года устанавливали пулемет ДТ. Некоторую часть Бт-7 оборудовали пулеметной турелью зенитного огня. Корпус башни – два полукруглых листа брони, кормовая ниша и крыша. Полукруглые листы соединены между собой сваркой. Передний лист имел амбразуру для установки вооружения, а также смотровые отверстия и отверстия для стрельбы. Ниша в корме имела съемную заднюю стенку и также имела порт для стрельбы .
Ходовая часть состояла из двух направляющих и восьми опорных катков. Передняя пара, при движении на колёсах, служила для управления танков, а задняя пара выполняла роль ведущих колёс.
БТ-7: от боев на Хасане до сопок Маньчжурии
Легкий танк за семь лет успел поучаствовать в семи войнах и военных конфликтах.
Создание быстроходных танков, сочетавших высокую скорость и мощное для своего времени вооружение, началось в СССР в первой половине 1930-х годов. Была создана целая линейка быстроходных танков, получившая обозначение БТ. Их особенностью стала способность к передвижению как на гусеничном, так и колесном ходу (по шоссе). Но в силу конструктивных недостатков и эксплуатационных ошибок танки БТ-2 и БТ-5 вызвали целый ряд нареканий в армии. Требовалось повысить надежность танка, усилить его броневую защиту и увеличить запас хода. И такой машиной стал БТ-7, которому суждено было стать самым массовым советским быстроходным танком.
В результате, при сохранении в первоначальном варианте бронирования и вооружения аналогичного танку БТ-5, БТ-7 получил более надежный двигатель, был увеличен запас хода (375 км на гусеничном и 460 на колесном ходу). Экипаж состоял из трех человек — командира, выполнявшего функции наводчика, заряжающего и механика водителя. Опытный образец был создан к маю 1934 г., а с осени того же года в Харькове началось серийное производство танка. Всего было выпущено 4013 танков БТ-7. Существовала модификация БТ-7А, вооруженная короткоствольной 76 мм. пушкой. В 1936 г. на базе БТ-7 был сконструирован колесно-гусеничный танк БТ-7М — последний представитель танков БТ. В отличие от БТ-7 он имел дизельный двигатель В-2, была усилена броневая защита. Запас хода увеличился практически вдвое и составил на гусеничном ходу 630 км, а на колесном 1250 км. Правда, для увеличения срока службы данный танк рекомендовалось использовать только на гусеничном ходу. С началом производства на Харьковском паровозном заводе среднего танка Т-34 выпуск БТ-7 в 1940 г. был свернут. Всего было выпущено 788 танков БТ-7М.
БТ-7: боевой путь
Военным дебютом танка БТ-7 стали бои у озера Хасан. Танкам БТ надлежало под огнем противника выйти во фланг и тыл японских позиций в районе сопок Заозерная и Богомольная. Благополучно миновав зону японского обстрела, советские быстроходные танки попали в болото, где завязли 14 из 19 машин. Танкисты заняли круговую оборону и дальнейший бой для них свелся к защите собственных танков. Если первое боевое применение оказалось далеко не самым удачным, то своеобразным звездным часом для БТ и одновременно тяжелым испытанием стали бои у реки Халхин-Гол в Монголии. Тогда в монгольских степях раскрылись основные достоинства быстроходной и маневренной машины. Кроме того, у японцев отсутствовали танки, способные вести бой с советской бронетехникой. 57-мм танковые пушки как правило не пробивали даже тонкой брони, поэтому после ряда неудачных столкновений японцы вывели свои танки из зоны конфликта. А БТ-7 применялись практически повсюду как против пехоты, так и при атаке укрепленных позиций. Так в ходе кровопролитного Баи-Цаганского побоища отличилась 11-я легкотанковая бригада, вынесшая основную тяжесть боя. В дальнейшем БТ активно использовались в период августовской операции по окружению японской группировки на Халхин-Голе. А количество БТ в Монголии постоянно росло. Для усиления советских танковых частей на театр военных действий была выдвинута 6-я танковая бригада, которая полностью была укомплектована танками БТ-7.
Следующим эпизодом в военной биографии БТ-7 стал Польский поход Красной Армии. При наличии лишь очаговой обороны БТ зарекомендовали себя наилучшим образом. Аналогично, правда, в гораздо более сложных природно-климатических условиях (ливни и разлив рек) танки БТ проявили себя на следующий год в Бессарабии и Румынии. Одной из самых сложных кампаний для советской бронетехники стала советско-финляндская война, когда танки, лишенные возможности маневра, бросались на хорошо подготовленную оборону противника. Имевшие противопульное бронирование БТ-7 несли значительные и часто неоправданные потери.
К началу Великой Отечественной в западных приграничных округах СССР насчитывалось 3243 танка БТ-7 и БТ-7М. В танковых боях БТ-7 был серьезным маневренным противником для средних и легких немецких танков. Другое дело что бой танков против танков относительно редок — такие столкновения действительно имели место, но куда чаще танки атаковали позиции противника, защищаемые пехотой и артиллерией. В 1941 г. атаки легких советских танков нередко заканчивались значительными потерями, в то время как эвакуировать подбитую или вышедшую из строя технику было невозможно. Хотя есть и целый ряд примеров спешного применения БТ-7. Так 1-я мотострелковая дивизия, имевшая в своем составе 177 танков БТ-7 и 10 КВ в течение трех суток удерживала немецкие войска на рубеже реки Березины под Борисовом.
В июле 1941 г. более 400 танков БТ-7 было задействовано в ходе контрудара под Сено и Лепелем. Активно использовались БТ-7 и в битве под Москвой. С 1942 г. БТ-7 все реже встречался в боевых порядках. Дольше всего БТ, наряду с другими танками конца 1930-х годов сохранялись на тех участках советско-германского фронта, где боевые действия чередовались со значительными периодами затишья. Так БТ-7 наряду с более ранними модификациями (БТ-2, БТ-5) принимали участие в обороне, а затем снятии блокады Ленинграда. Практически до самого завершения боевых действий БТ-7 оставались и на вооружении войск Карельского фронта.
Осенью 1934 года машины прошли полную программу испытаний. Военные посчитали, что курсовой пулемёт на БТ-7 – это излишество, поскольку механик-водитель занят управлением танком и вести огонь из пулемёта не имеет физической возможности. Кроме того, новая башня затрудняла совместимость пулемёта и башни новой формы.
Танк Т-60
Танк Т-60 Т-60Легкий танк Т-60 разработали по инициативе главного конструктора завода № 37 Н.А.Астрова в августе 1941 года как сухопутный вариант машины класса Т-40.Всего за 2,5 недели были выполнены чертежи и изготовлен опытный образец. Постановлением ГКО танк приняли на
Танк Т-70 Т-70Танк Т-70-был разработан в инициативном порядке осенью 1941 года в конструкторском бюро Горьковского автозавода под руководством Н.А.Астрова и предназначался для замены легкого танка Т-60. В январе 1942-го после показа первого опытного образца И.В.Сталину танк