Как россияне вошли в историю самых престижных гонок 24 часа Ле-Мана. Гонка 24 часа лемана.

Традиционно гонка начинается с французского триколора. Кстати, восемьдесят третий Ле-Ман примечателен не только списком участников и появлением новых марок, но и тем, что впервые за 43 года существования марафона на гонке появился президент Франции. За всю историю Ле-Мана глава государства Пятой Республики посетил гонку три раза.

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

«24 часа Ле-Мана» — самая известная однодневная гонка. В 2023 году марафону исполнится 100 лет. Самое время вспомнить, как все начиналось.

Автогонки существуют уже почти 120 лет. Чего мы еще не видели! Победы и трагедии гонщиков, невероятные технические решения лучших инженеров и самые разнообразные трассы во всех уголках мира. Можно сказать, что автоспорт стал таким же обычным явлением в мире, как бег или плавание.

И в нашей жизни всегда есть такие имена, такие сочетания слов, которые заставляют наши сердца биться быстрее и приводят нас в трепет. «Лига чемпионов», «НБА», «Олимпийские игры» — достаточно произнести эти слова вслух, чтобы понять, что речь идет о чем-то большом, масштабном и историческом.

В автоспорте есть свои реликвии. «Формула-1», «Инди-500», команда Scuderia Ferrari. Конечно, «24 часа Ле-Мана» также входят в этот список.

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

Автор этой статьи не уверен, что слышал ее раньше — кажется, что и Формула-1, и Ле-Ман уже давно стали нарицательными именами. Когда вы их произносите, они для вас так же естественны, как название вашего рабочего места, ваш обед или ваш аспирин. Это нечто такое, что, кажется, существовало всегда и будет существовать еще долго после того, как нас не станет.

У «24 часов Ле-Мана» также есть особенность: это самая известная гонка, которая длится ровно 24 часа, на одной и той же трассе, Сарт.

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

На протяжении почти ста лет, когда лучшие гонщики со всего мира приезжают во Францию ровно на один день, она пропитана толстым слоем славной истории, от которой невозможно избавиться. И, конечно, ночная часть 24-часового марафона, с ее сложностью и непредсказуемостью, всегда привлекала как гонщиков, так и зрителей.

Мы постараемся приблизить вас к истории этой легендарной гонки.

«24 часа Ле-Мана». Прошлое.

Автор этой статьи уверен, что многие поклонники гонок прочитали и просмотрели множество материалов об этой легендарной гонке. Так что вот предложение… Рассказать о первых «24 часах Ле-Мана» в 1923 году. Этот исторический дебют даст нам представление о том, как 24-часовая гонка заинтересовала миллионы людей.

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

В первом Ле-Мане участвовали в основном производители из Франции. К ним присоединился Bentley, который соревновался со звездами Tricolor. Французская команда Chenard-Walcker с Рене Леонардом и Андре Лагассом заняла первое место, за ними следуют Кристиан Дюверней и Рауль Бахманн.

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

Сама французская компания Chenard-Walcker была довольно известным производителем автомобилей с 1898 по 1946 год, который, к сожалению, не пережил Вторую мировую войну, хотя его грузовики уже стали легендарными под маркой Peugeot.

Но в истории автоспорта имя Chenard-Walcker навсегда останется записанным как имя первой команды-победительницы гонки «24 часа Ле-Мана».

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

И даже тогда гонки проводились на трассе Сарте. В то время длина трассы составляла 17 км 260 м, она начиналась на окраине Ле-Мана вдоль главной дороги, ведущей в Мульсанн и обратно. На старте находилась контрольная вышка и две деревянные трибуны высотой 44 метра. Некоторые участки трассы считались опасными, например, шпилька в Понтлюэ.

Сегодня длина трассы Сарт составляет 13 км и 626 м, а длина стартовой прямой до 1990 года составляла пять с половиной км, но с тех пор она была разделена двумя шиканами. Используются дороги общего пользования и специально построенные гоночные трассы, конфигурацию которых можно увидеть на фотографии.

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

Давайте вернемся в прошлое. Еще в 1906 году был основан французский автомобильный клуб «Club de l’Ouest Automobile Club», состоящий из строителей трасс и любителей гонок.

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

По сей день этот клуб является организатором гонки «24 часа Ле-Мана», которая проходит в Ле-Мане, прямо на реке Сарте.

За пятнадцать лет, предшествовавших первой гонке в Ле-Мане, организаторы провели несколько гонок на французских дорогах общего пользования, договорившись с местными властями. Идея 24-часового марафона, в котором основное внимание уделялось бы не скорости, а надежности автомобилей, пришла в голову французам после Первой мировой войны в 1918 году.

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

«24 часа Ле-Мана». Настоящее.

Мы разделим этот раздел на техническую и культурно-спортивную части.

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

Главная цель гонки — преодолеть максимально возможное расстояние за 24 часа. С 1971 года все автомобили стартуют с хода, а гонщики выстраиваются заранее и выходят на свои места по стартовому сигналу. Именно это мы могли видеть в фильме «Ford vs Ferrari».

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

Традиционно в начале гонки пролетают самолеты, распыляющие дым в форме французского триколора. Специальный человек с французским флагом дает сигнал к старту гонки.

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

Перед дозаправкой на пит-лейн гонщики должны выключить двигатель, а механикам запрещено менять шины во время дозаправки. Однако водителям разрешается менять свое положение в автомобиле. Экипаж состоит из трех водителей, которые сменяют друг друга в течение дня.

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

Современные «24 часа Ле-Мана» делятся на две основные категории (которые, в свою очередь, делятся на две подкатегории). Все автомобили в этих категориях находятся на трассе одновременно, причем более медленные автомобили уступают место более быстрым во время гонки.

Высший «первый» класс: делится на LMP1 (до 2020 года включительно) и LMP2 — прототипы («Le Mans Prototype»).

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

Автомобили имеют «футуристический» вид со сложными аэродинамическими формами. Допускается использование только закрытых кабин, использование биотоплива с 10% этанола и биодизельных добавок.

В классе LMP2 допускаются автомобили массой до 825 кг, с турбодвигателем объемом не более 3 400 см³ и восемью цилиндрами. Диаметр колеса составляет 14 дюймов.

С 2021 года класс LMP1 заменен на класс H (гиперкары Hypercar).

«24 часа Ле-Мана»: история знаменитой гонки

Класс был разработан Автомобильным клубом Запада и FIA и дебютирует в этом сезоне. Как возникла категория гиперкаров?

В последние годы высший класс «24 часов Ле-Мана» — прототипы — переживает кризис, поскольку ведущие производители Audi, Porsche и Nissan отказались от участия. Идея организаторов заключается в том, чтобы сделать гиперкары привлекательными для новых производителей с ограниченным бюджетом. Класс LMP1 был отменен, и гиперкары участвовали вместе с классом LMP2.

Дизайн гиперкаров был сохранен… относительно просто. Используются четырехтактные бензиновые двигатели и может применяться гибридная система, подобная MGU-K в Формуле-1. Замена LMP1 на гиперкары должна помочь сделать «24 часа Ле-Мана» на 80% дешевле (по крайней мере, так утверждает официальный сайт чемпионата по гонкам на выносливость WEC). Toyota и Alpine дебютируют в этом классе в 2021 году, Peugeot последует за ними с 2022 года, а кто присоединится к легендарному марафону в 2023 году, мы напишем чуть ниже в нашей статье.

И конечно, сразу вспоминается 2019 год и третье место команды SMP Racing в общем зачете, когда Виталий Петров и Михаил Алешин поднялись на подиум за рулем отечественного прототипа BR1 и закрепили результат!

Как появились гонки?

Организатором соревнований является Автомобильный клуб Запада (ACO), который был основан в 1906 году. Его членами были строители трасс и любители гонок.

В течение 15 лет группа организаторов договаривалась с местными властями и устраивала тестовые заезды. Идея 24-часового марафона, в котором во главу угла ставится надежность автомобиля и выносливость водителя, пришла к французам после Первой мировой войны — в 1918 году.

Первые гонки

Первая 24-часовая гонка в Ле-Мане состоялась 26 и 27 мая 1923 года на дорогах общего пользования вокруг города Ле-Ман. Победителями марафона стали инженеры Андре Лагач и Рене Леонард, работавшие в автомобильной компании Chenard-Walker.

Идея заключалась в том, что соревнование будет состоять из трех последовательных 24-часовых гонок, и победит тот автомобиль, который за это время преодолеет наибольшее количество километров. Однако в 1928 году от этой идеи отказались, и мероприятие стало ежегодным.

В первых гонках доминировали французские, английские и итальянские гонщики и производители. Самыми успешными марками были Bugatti, Bentley и Alfa Romeo.

Однако в соревнованиях 1931 года русский гонщик Борис Ивановский занял второе место, победил в классе 8.0 (свыше 5 литров) и стал единственным русским гонщиком, установившим лучшее время круга в «24 часах Ле-Мана».

Россияне на гонках Ле-Мана

Борис Ивановский

В 1931 году русский эмигрант Борис Ивановский, бежавший из России после революции, бежал под французским флагом, но соревновался под российским флагом и завоевал серебряную медаль в легендарном марафонском забеге.

Затем он объединился с французом Анри Стоффелем и сел за руль огромного 7-литрового Mercedes Benz SSK, самого тяжелого (около 1700 кг) и самого мощного (250 л.с.) автомобиля в соревнованиях. Победа в марафоне стала одним из самых ярких моментов в карьере Ивановского.

Виктор Маслов

В 2000 и 2001 годах у него была возможность участвовать в знаменитой гонке на собственном автомобиле. Пилот Arden Russia Виктор Маслов решил создать первый российский прототип LMP900 для Ле-Мана и поручил инженерам команды под руководством Ника Ваза разработать его, что они и сделали. Однако денег на разработку автомобиля найти не удалось.

Дебют российской команды

В 2004 году экипаж «ЮКОС-Фрайзингер» в составе россиян Алексея Васильева и Николая Фоменко и англичанина Роберта Нирна впервые принял участие в самой известной в мире автогонке.

Однако команда не финишировала из-за аварии — Porsche Нирна задел бампер в одном из поворотов. Однако у наших гонщиков был хороший шанс на победу — они финишировали третьими в классе GT.

Первая победа

В последующие 10 лет в гонках приняли участие более десятка наших гонщиков. В 2015 году экипаж SMP Racing в составе Виктора Шайтара, Алексея Басова и Андреа Бертолини впервые в истории поднялся на вершину подиума в классе LMGTE-Am.

В 2016 году российская команда заняла третье место в самом престижном и требовательном классе LMP2. Пилоты соревновались с российским прототипом BR01 среди 23 участников.

Роман Русинов

Российская команда G-Drive Racing впервые в 2018 году выиграла гонку «24 часа Ле-Мана». Пилот Роман Русинов и его напарники Андреа Пиццитола и Жан-Эрик Верн взяли золото в классе LMP2 Junior.

Михаил Алешин и Виталий Петров

На 87-м марафоне 2019 года российская команда впервые финишировала третьей в классе сильнейших автомобилей легендарной гонки с прототипом BR1. Команде SMP Racing с Михаилом Алешиным, Виталием Петровым и бельгийцем Стоффелем Вандурном пришлось признать поражение только двух соперников с гибридными приводами. Россияне поднялись на подиум в общем зачете.

«24 часа Ле-Мана» без русских

Впервые за много лет ни один российский гонщик не был включен в заявочный лист гонки «24 часа Ле-Мана» из-за западных санкций. Юбилейная гонка в 2022 году пройдет без наших соотечественников. Команда G-Drive Racing отказалась от участия в ELMS и WEC, потому что гонщикам предложили подписать специальный документ FIA. В других командах российских гонщиков не будет.

И конечно, сразу вспоминается 2019 год и третье место команды SMP Racing в общем зачете, когда Виталий Петров и Михаил Алешин поднялись на подиум за рулем отечественного прототипа BR1 и закрепили результат!

Цель гонки

Цель гонки — выносливость. Здесь представлены не только самые быстрые, но и самые экономичные спортивные автомобили.

Как правило, в соревнованиях принимают участие около 50 автомобилей. В каждом транспортном средстве находится один пилот. Пилоты могут меняться во время гонки. Их должно быть не менее трех. Кстати, изначально пилотов было только двое, но в 1990-х годах были введены новые правила. Каждый пилот не имеет права находиться за штурвалом более четырех часов одновременно и не более 14 часов. Так что теперь в экипажах по три и более гонщиков.

Все автомобили стартуют одновременно, но делятся на разные категории.

Победитель определяется в общем зачете, а также в каждой категории.

Аварии на Ле-Мане

За долгую историю гонок было не мало несчастных случаев. Конечно, в лучшем случае, в этих авариях не было жертв. Но были и трагические истории.

В 1925 году произошла первая авария. Бегун врезался в дерево.

В 1955 году автомобиль врезался в толпу зрителей. Погибло более 80 человек.

В 1999 году на 75-м круге взорвался автомобиль Mercedes. Никто не пострадал.

В 2011 году несколько автомобилей одновременно сошли с дистанции, вызвав аварии. Ситуация с летающим автомобилем повторилась в 2012 году.

Эксперты называют различные причины серьезных аварий:

  • Природа. Да, из-за неосторожности пилоты часто сходят с трассы и врезаются в деревья.
  • Неопытные пилоты. Это одна из самых распространенных причин несчастных случаев, за ней следует другая.
  • Ошибка пилота. Эксперты называют ошибку водителя основной причиной серьезных и смертельных аварий на автогонках.

24 часа Ле-Мана 2021

Конкурс завершился в минувшие выходные. Кстати, в прошлом году из-за пандемии коронавируса конкурс впервые проводился в режиме онлайн. В этом году гонщики впервые участвовали в гонках на трассе Ле-Ман.

Победу в легендарной гонке на выносливость праздновал экипаж #7 Toyota под управлением Майка Конвея, Камуи Кобаяши и Хосе Марии Лопеса.

Второе место в категории гиперкаров досталось другой команде Toyota (Себастьен Буэми, Брендон Хартли и Казуки Накаджима).

Третье общее место занял экипаж Alpin (Андре Негранде, Николя Лапьер и Матье Ваксивьер).

Российский гонщик команды G-Drive Racing Роман Русинов занял 12-е место в общем зачете и седьмое в классе LMP2, сообщает championat.com.

Главная цель гонки — преодолеть максимально возможное расстояние за 24 часа. С 1971 года все автомобили стартуют с хода, а гонщики выстраиваются заранее и выходят на свои места по стартовому сигналу. Именно это мы могли видеть в фильме «Ford vs Ferrari».

Можно поменять автомобиль, если он сломается?

Нет, не можете — таково правило. Если на трассе происходит авария — несчастный случай или техническая неисправность — и водитель не проходит пит-лейн, команда выбывает из гонки. Поэтому даже при серьезных поломках гонщики всегда стараются попасть на пит-лейн, где механики могут приступить к работе. В отличие от Формулы-1 и других спринтерских гонок, ремонт в Ле-Мане может занять очень много времени, поскольку автомобили часто выходят на старт только после перерыва в несколько часов. В такой ситуации бороться за победу уже невозможно, но для многих команд даже место на финише — неплохое выступление.

Какая техника может участвовать?

Конечно, не все автомобили могут стартовать в «24 часах Ле-Мана». Они должны соответствовать техническому регламенту гонки. Следует также отметить, что автомобили разделены на категории. Их четыре, каждый со своим регламентом — LMP1, LMP2, LMGTE Pro и LMGTE Am — не пугайтесь аббревиатур, все не так сложно. Существует общий зачет, но все экипажи соревнуются в основном с машинами своего класса. Награда присуждается каждому из них в отдельности.

Первые две категории — это так называемые прототипы. Особенность этих машин в том, что они разработаны специально для гонок, не основаны на существующих дорожных моделях и не предназначены для продажи.

LMP1 — самый быстрый, самый известный и самый маленький класс в Ле-Мане. В этом году в соревнованиях участвуют только шесть экипажей. В нем доминируют команды автопроизводителей, а в последние годы все чаще используются гибридные силовые агрегаты. Автомобили LMP1 используют четырехтактные бензиновые или дизельные двигатели без ограничений по объему. В высшем классе они составляют 2-2,4 литра. Audi доминировала в классе в течение последнего десятилетия, но после ее ухода в этом году борьба развернется между Porsche и Toyota, единственными оставшимися автопроизводителями.

LMP2 — это класс прототипов, предназначенный исключительно для частных команд. Здесь обычно происходят самые тяжелые и интересные сражения, и российское присутствие здесь традиционно сильно. В этом году в соревнованиях вновь примет участие команда G-Drive Racing под руководством Романа Русинова, а Виталий Петров и Михаил Алешин присоединятся к другим командам.

Цена автомобиля LMP2 без двигателя не должна превышать 483 000 евро для омологированных автомобилей 2017 года и 388 000 евро для старых прототипов. Согласно регламенту, все команды должны использовать один двигатель — 4,2-литровый восьмицилиндровый Gibson GK428. Обычно класс LMP2 проигрывает высшему классу около 15 секунд на круг или чуть больше одной секунды на километр, но, похоже, в этом году разница будет несколько меньше. Учитывая малое количество автомобилей LMP1, лидеры LMP2 остаются в тройке лидеров. Команда G-Drive Racing уже однажды добивалась успеха, но не в Ле-Мане, а в гонке «6 часов Бахрейна» в 2013 году.

Прототипы довольно похожи, а автомобили разных классов отличаются цветом номерного знака — белый на красном фоне для LMP1 и белый на синем фоне для LMP2.

LGMTE Pro и LGMTE Am используют одни и те же технические нормы. Разница лишь в том, что в первой категории есть профессиональные водители, а во второй — любители. Машины похожи на спортивные дорожные автомобили, таких марок, как Ferrari, Porsche, Aston Martin и других. Хотя внимание зрителя традиционно привлекают самые быстрые прототипы, классы GT интересны знакомыми автомобилями. Фон номера профессионала — зеленый, номера любителя — оранжевый.

Всего в 2017 году в гонках примут участие 60 экипажей, 25 из них — в классе LMP2.

И автопроизводители тратят уйму денег ради одной гонки?

Не совсем так. Существует даже целая серия — WEC (World Endurance Championship), которая находится под эгидой FIA. Кроме Ле-Мана, где начисляются двойные очки, остальные гонки длятся по шесть часов.

Все этапы (в этом году их девять) определяются общим зачетом, поэтому вы можете наблюдать за гонками на выносливость почти круглый год. Конечно, есть и команды, которые не участвуют во всем чемпионате, а готовятся специально к «24 часам Ле-Мана».

Чемпионы WEC в своих категориях автоматически получают приглашение на главную гонку сезона, как и чемпионы Европейской серии Ле-Ман (ELMS) и Азиатской серии Ле-Ман (ALMS). Их особенность в том, что в них не участвуют автомобили LMP1. Действующим чемпионом ELMS является команда G-Drive Racing, возглавляемая голландцем Гидо ван дер Гарде, который хорошо известен поклонникам Формулы-1.

В последующие 10 лет в гонках приняли участие более десятка наших гонщиков. В 2015 году экипаж SMP Racing в составе Виктора Шайтара, Алексея Басова и Андреа Бертолини впервые в истории поднялся на вершину подиума в классе LMGTE-Am.

1995 год: дорожная машина бьёт прототипы

Как известно, в общем зачете «24 часов Ле-Мана» побеждают автомобили в категории прототипов, а представители других категорий вынуждены бороться за первое место в своем классе. Но в истории гонки было несколько случаев, когда дорожный автомобиль оказывался быстрее прототипа.

В начале 1990-х годов появился McLaren F1, которому суждено было стать автомобильной легендой на века. В конструкции автомобиля, который был одобрен для использования на дорогах общего пользования, были применены многочисленные решения, которые ранее использовались только в гоночной технике. Первоначально не планировалось создавать F1 на базе спортивного автомобиля, но со временем планы изменились, и на свет появился McLaren F1 GTR.

С этой моделью компания решила попробовать свои силы в «24 часах Ле-Мана», и никто не мог предположить, насколько успешным будет дебют McLaren на трассе Circuit de la Sarthe — четыре из семи F1 GTR финишировали в пятерке лучших по итогам дня! Единственным не-McLaren в первой пятерке был породистый прототип Courage C34 французской команды Courage Competiton, который финишировал вторым.

Помимо первой абсолютной победы McLaren, гонка 1995 года была примечательна и рядом других факторов. Как упоминалось ранее, это был уникальный триумф машин LM-GT1 над машинами WSC. Это был самый мокрый марафон в истории (дождь шел 17 часов). Для финна (Джей Джей Лехто) и японца (Масанори Секия), который выступал в команде с французом Янником Дальма, это была первая общая победа в гонке «24 часа Ле-Мана». Интересно, что для победившего McLaren F1 GTR, номер шасси 01R, эта гонка стала первой и последней в 1995 году — до и после Ле-Мана, где купе было заявлено японской командой Kokusai Kaihatsu Racing, автомобиль служил тестовым автомобилем на заводе McLaren.

McLaren F1 GTR: пришёл, увидел, победил!

McLaren F1 GTR: приди, увидь, победи!

Фото.

2016 год: потерять всё за 3 минуты

Toyota одержала свою первую победу в «24 часах Ле-Мана» только в 2018 году, оставаясь единственной заводской командой в высшем классе LM P1. Но японская команда могла добиться успеха несколькими годами ранее в гораздо более тесной и жесткой гонке, чем сегодняшняя гонка с «частниками».

В 2016 году в основной категории Circuit de la Sarthe выступали три заводские команды с двумя экипажами в каждой — легендарные дизельные прототипы Audi, гибридный Porsche, вернувшийся в гонки по пересеченной местности после долгого перерыва, и бензиново-электрическая Toyota, борющаяся за свою первую победу в Ле-Мане.

Ситуация была драматичной, поскольку Audi Sport Team Joest первой выбыла из борьбы за первое место, в то время как команда Porsche и Toyota Gazoo Racing вступили в более напряженную борьбу за лидерство в гонке. За шесть минут до конца гонки преимущество японской марки над ближайшим немецким преследователем составляло более минуты. Все указывало на первую победу Toyota в «24 часах Ле-Мана», но в итоге… 18-я победа Porsche!

За несколько кругов до клетчатого флага автомобиль #5 Toyota TS050 Hybrid резко потерял скорость на прямой Mulsanne. За несколько минут до финиша прототип окончательно остановился на стартовой прямой — его прошел Porsche 919 Hybrid №2 и обеспечил себе победу, которая буквально в последний момент оказалась в его руках. Возможно, в современной истории «24 часов Ле-Мана» не было более драматичного финала: катастрофа Toyota, фантастическая удача Porsche и прекрасный финал для Audi — их Audi R18 оказалась на подиуме. Уже на следующий год Audi отказалась от марафонских гонок, а еще через год второй немецкий бренд отказался от LM P1…

Ле-Ман для «Тойоты» закончился кошмаром

Ле-Ман становится кошмаром для Toyota

Фото: Brian Cleary/Getty Images

Напомним, что компания Motul является премиальным партнером гонки «24 часа Ле-Мана» и эксклюзивным поставщиком моторных масел для команд, участвующих в чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC).

Том Кристенсен из Дании является рекордсменом забега. На его счету девять побед — в 1997, 2000-2005, 2008 и 2013 годах — за рулем Porsche, Audi и Bentley.

Японский штурм Ле-Мана

«Когда солнце садится, надежда умирает, руководство заводской команды Toyota собирается совершить сеппуку. Лучшие исполнители должны доказать миру свое мужество перед лицом боли и смерти и свою чистоту перед богами и людьми. А как иначе? И снова позор был неизбежен, честь бренда была запятнана, и они приготовились сделать неизбежное в знак верности бренду», — так можно описать неудачу Toyota в Ле-Мане. Но, к счастью, это всего лишь дурной сон накануне старта. На этот раз ничего страшного не произошло, и «проклятие Ле-Мана» больше не тяготеет над Toyota.

Позвольте мне объяснить. До сих пор единственной японской компанией, добившейся успеха в Ле-Мане, была Mazda. Самолет 787B с трехфазным двигателем победил в 1991 году.

В 1923 году в конце мая в Ле-Мане состоялась первая однодневная гонка на выносливость. А на другой стороне планеты, год спустя, родилась Toyota. Компания начинала с автоматических ткацких станков. Но уже в 1929 году Toyota начала развивать автомобильное производство. И ей это удалось: она стала крупнейшим производителем автомобилей в мире в этом веке и самым дорогим автомобильным брендом в мире в последние годы.

Toyota пришла в автоспорт в 1972 году и одержала свою первую победу в ралли в 1975 году. И хотя Toyota многого добилась в чемпионатах мира по ралли, бренд никогда не мог победить в Формуле-1 или Ле-Мане. Хотя к успеху в Формуле 1 команду привели в основном европейские специалисты, Toyota добилась очень хороших результатов. Но как только Toyota одержала первую победу в Гран-при Формулы-1, руководство команды было спешно заменено европейцами с японскими корнями, как это часто бывает с японцами. Так сказать, дань уважения поколению менеджмента, которое было стерто с лица земли. Toyota, к сожалению, не одержала свою первую победу в Формуле 1.

Примерно такая же картина была у Toyota в Ле-Мане. Рабочая команда Toyota участвует в гонках с 1987 года, но первый реальный шанс победить появился только в 1994 году, когда она выиграла Ле-Ман вместе с частной командой SARD. Эдди Ирвайн, Мауро Мартини и Джефф Кроссофф за рулем 94CV были на грани того, чтобы произвести сенсацию, но за 90 минут до конца гонки у машины отказала коробка передач. После ремонта в пит-лейн Toyota в итоге финишировала второй позади победивших Porsche.

В 1998 году Toyota выставила прототип GT One в Ле-Мане, соревнуясь с BMW, Audi, Mercedes, Panoz и Nissan. На последних кругах экипаж №29 в составе Тьерри Бутсена, Ральфа Келленерса и Джеффа Лиса лидировал с отрывом в 40 секунд! За полтора часа до клетчатого флага коробка передач вышла из строя из-за проблем с маслом. Экипаж был вынужден отступить. Я смотрел передачу по телевизору и плакал вместе с японцами.

В 1999 году Toyota пообещала дать отпор. И они были на пути к победе. Автомобиль Toyota был лучшим на трассе и быстро сократил отставание от лидирующего BMW №15 (самого медленного, но самого надежного автомобиля) в финале. Зрители на трибунах уже махали своими японскими флагами в предвкушении победы, но Юкио Катаяма получил прокол и медленно направился в питлейн. И BMW выиграла.

Марафон 1953 года вошел в историю как первая гонка, выигранная автомобилем с дисковыми тормозами. Инновационным спортивным автомобилем стал Jaguar C-Type, для которого это была уже вторая победа в Ле-Мане, но гораздо более примечательны не технические характеристики победившего автомобиля, а ситуация с экипажем, выигравшим гонку.

Почему Ле-Ман – это круто

Ле-Ман — это маленькая жизнь, состоящая из одного дня. Гонка, в которой мечтают победить десятки гонщиков. Одно из трех автоспортивных соревнований, которые вместе с Гран-при Монако (Формула-1) и «500 миль Индианаполиса» (Indycar) образуют «Тройную корону» автоспорта. Марафон, ставший местом самой страшной аварии в истории автоспорта. Ле-Ман 2015: 168 гонщиков, 56 экипажей. Испытание машин и людей, гонка на выживание.

Ле-Ман — старейшая гонка в мире автоспорта. Хотя марафон на трассе Circuit de la Sarthe является одним из этапов чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA, он всегда находится в центре внимания. Это гонка, в которой нет победителей и проигравших. Именно так: на первой ступени подиума всегда будет победитель, но каждый участник, увидевший клетчатый флаг днем позже, уже является победителем в борьбе со временем и дорогой.

11392932_10153096720407912_667381051254870480_o.jpg

За несколько дней до начала марафона Motorsport.com спросил трехкратного победителя «24 часов Ле-Мана» Андре Лоттерера, что бы он предпочел — четвертую победу в марафоне или титул по итогам сезона, и знаменитый немец ответил: «Я бы выбрал Ле-Ман. Это легендарная гонка, в которой творится история. Прежде всего, люди будут помнить количество побед в марафоне, а затем титулы. WEC — молодой чемпионат, и нужно время, чтобы титул приобрел особое значение.

В словах Лоттерера есть два краеугольных камня популярности легендарного марафона среди гонщиков: как гонка, которая проводится уже более восьмидесяти лет (в этом году Ле-Ман проводился в 83-й раз), и как старейшее из сохранившихся соревнований в автоспорте, завоевание титула является одним из самых важных в мире автоспорта.

1399725_10153097337477912_6198451831028434105_o.jpg

За свою долгую историю Ле-Ман был не только ареной триумфов, но и великих трагедий. 11 июня 1955 года на трассе Circuit de la Sarthe произошла крупнейшая авария в истории автоспорта. На 35-м круге Пьер Левег столкнулся с Austin Healey 100S Лэнса МакЛина. На скорости более 200 км/ч Mercedes Левега взлетел вверх и приземлился на земляную стену, которая служила барьером между зрителями и трассой. Разрушенные части Mercedes Benz (капот и передняя ось) полетели на зрителей. В результате погибли 83 человека и более 120 получили ранения. Пьер Левег скончался от полученных травм головы на месте происшествия. Эта авария стала еще одним толчком к повышению безопасности в автоспорте, на билетах было написано «Автоспорт опасен», и Mercedes на 40 лет ушел из автоспорта.

Несмотря на ужасные аварии, Ле-Ман из года в год привлекает в десять раз больше производителей автомобилей, гонщиков и зрителей. 2015 год не стал исключением: в марафоне приняли участие 168 гонщиков и 56 экипажей, но некоторые выбыли на отборочном этапе.

10428208_10153097337937912_994394363763469411_o.jpg

Квалификация

В спринтерских гонках поул-позишн является одним из факторов победы, но на марафонских дистанциях все иначе. Конечно, быть лучшим в квалификации — это приятный бонус, но гонка не выигрывается в первом повороте, а поул-позиция не является гарантией безотказной техники или защитой от ошибок пилота. Однако квалификация восемьдесят третьего марафона в Ле-Мане преподнесла несколько сюрпризов, которые заставили всех задуматься.

Впервые за двадцать семь лет поул-позиция в классе LMP1 досталась представителям Porsche. Самая титулованная марка в истории Ле-Мана (Porsche побеждала 16 раз) почти впечатляюще выиграла «24 часа Ле-Мана» в прошлом году, вернувшись в чемпионат мира по гонкам на выносливость, но их подвела технология.

Год спустя три экипажа Porsche не только сумели догнать Audi, ласково называемую Ингольштадтским экспрессом, но и обогнали «Четыре кольца» уже в квалификации. Рекорд круга на Circuit de la Sarthe (после шиканы Mulsanne на прямой) был установлен в первой части квалификации Нилом Яни, пилотом #18 — его время: 3.16.887. Второе и третье места также достались штутгартским экипажам — #17 (Бернхард, Уэббер, Хартли) и #19 (Хюлькенберг, Бамбер, Тэнди).

11393459_10153096719532912_971026686557014138_o.jpg

Победителям прошлогоднего Ле-Мана не повезло в квалификации. Ингольштадтский экспресс не мог сравниться с хорошо подготовленной командой Porsche, а лучшим из трех экипажей Audi был №8 (Дюваль, ди Грасси, Джарвис). Трехкратный победитель Ле-Мана Андре Лоттерер занял только пятое место.

Прошлогодняя команда-победитель Toyota оказалась немного удачливее новичков из Nissan Marathon. Шестой на решетке.

Рассказываем о приключениях нового Nissan в гонках на выносливость. Японский производитель выставил в Ле-Мане три автомобиля, на одном из которых впервые в качестве члена экипажа выступал российский гонщик Марк Шульжицкий. Несмотря на амбициозную конструкцию переднеприводного автомобиля, Nissan не смог выдержать конкуренции и проигрывал круг за кругом не только частной команде Rebellion, но и некоторым прототипам LMP2.

11412020_10153097338032912_8183715101576898552_o.jpg

В классе LMP2 гонщики китайской команды KCMG были непобедимы в квалификации: хотя команда большую часть четверга боролась с повреждениями амортизаторов на прямой Mulsanne, их соперники не смогли улучшить время Ричарда Брэдли (3.38,03). Российская команда G-Drive Racing пыталась догнать своих китайских соперников на всех трех кругах квалификации, но не смогла этого сделать. G-Drive Racing отделили от KCMG 907 тысячных секунды. Третье место в 83-м квалификационном раунде марафона Ле-Мана LMP2 заняла команда Greaves Motorsport.

Квалификация для двух классов прототипов была подчинена «зрелищу» LM GTE Pro. В чистом профессиональном классе произошла авария с участием Яна Магнуссена. На 46-й минуте третьей части квалификации Chevrolet Corvette C7R дважды ударился об ограждение и получил повреждения, как будто его жевали и плевали, а передняя и задняя части сложились, как оригами. Руководство команды приняло решение снять машину с гонки. Вдвойне неудачно, что именно Corvette 63-го года финишировал вторым в Ле-Мане в прошлом году. Причиной неконтролируемого сползания «Эскс» стала заблокированная дроссельная заслонка. Сам Ян Магнуссен, к счастью, остался невредим.

Гонка

Традиционно гонка начинается с французского триколора. Кстати, восемьдесят третий Ле-Ман примечателен не только списком участников и появлением новых марок, но и тем, что впервые за 43 года существования марафона на гонке появился президент Франции. За всю историю Ле-Мана глава государства Пятой Республики посетил гонку три раза.

Три, два, один… и автомобили отправились на первый круг 24-часового марафона. Audi #8 выигрывает старт и обгоняет Porsche #19. Через несколько минут Нико Хюлькенберг теряет еще две Audi и опускается на пятое место. Два бескомпромиссных соперника начинают сталкивать друг друга… До клетчатого флага остается более двадцати трех часов.

Nissan, уступавший в квалификации всем, включая прототипы LMP2, начинает отрываться, но быстрый старт прерывается первым συμβ άν. После пит-стопа на автомобиле Nissan №21 под управлением Марка Шульжицки внезапно открывается дверь, и гонщику приходится совершать второй пит-стоп подряд. Кстати, это уже не первый инцидент с маленьким, но очень гордым Nissan. В прошлом году японский производитель поставил перед собой цель создать автомобиль, не похожий на автомобили своих конкурентов, и ему это удалось на 100%.

Автомобиль привлек внимание не только из-за своей необычной формы, но и из-за многочисленных приключений. На протяжении всей гонки автомобиль выглядел как человек, переживающий клиническую смерть. Сердце перестает биться, механики массово выбегают из ямы к умирающему, «хватают его под руки», оживляют, буквально тащат с того света и выпускают обратно на трассу.

10915016_10153096720642912_8215598376651942986_o.jpg

Часы отсчитывают первый час, и через мгновение Porsche 92 Патрика Пила проносится по трассе Сарте после столкновения с прототипом LMP1 #13 команды Rebellion. Автомобиль безопасности въезжает на трассу Сарте. Двигатель «маленького» Porsche загорается, водитель выпрыгивает из машины, автомобиль швейцарского частника покидает место аварии, в которой также участвовал #42 Strakka Racing LMP2, и заезжает на пит-лейн под собственным управлением для ремонта. Через несколько кругов механики выпустили Rebellion на трассу.

Менее чем через три часа марафона Люк Дюваль на автомобиле #8 Audi повторяет аварию Яна Магнуссена, дважды врезаясь в ограждение. Передний обтекатель сломан, но машина все еще работает, и директор гонки Эдуардо Фрейтас решает закрыть пит-лейн и выпустить машину безопасности, пока ремонтируется барьер безопасности. Пока Safety Car выезжает на поле, еще один Porsche загорается, как спичка. Маленький» Porsche этого года загорается на раз — два — три.

Машины меняются местами час за часом, водители сменяют друг друга, а механики совершают плановые и внеплановые пит-стопы. Toyota со вторым водителем получила повреждения передней части и встала на пит-лейн. На Кольцо Сарте опускаются сумерки, зрителей на трибунах становится все меньше, а знаменитое колесо обозрения превращается в рождественскую елку на фоне летящих по трассе автомобилей.

В высшем классе WEC LMP1, стартовом классе, Audi теряет драгоценное время круг за кругом, Porsche увеличивает свое преимущество в четыре минуты ночи с #17 Марка Уэббера. В младших классах (LMP2) китайская команда KCMG сохраняет лидерство, а российская G-Drive Racing Team продолжает попытки сократить отставание до наступления темноты, заняв пятое место по итогам дня. В любителях один из экипажей SMP Racing, #72, решает захватить лидерство.

Оцените статью
club-cs.ru