Николай Стариков. Т 34 когда появился в войсках

В 1919 году Советский Союз вновь начал производство боевых машин, но теперь за основу были взяты западные образцы, особенно французских и британских конструкторов.

История танка Т-34 – дважды победителя

Глобальные или региональные войны, закончившиеся давно или продолжающие уносить жизни людей сегодня, являются неоспоримым злом, которое будет преследовать человечество вечно. Каждый из них оставляет свой след в истории. Примечательно, что она не всегда носит негативный характер. В некоторых случаях даты начала и окончания событий неоднозначны. В других случаях решающими оказываются названия битв и сражений. Третьи — это имена выдающихся частей и соединений, а также командиров и солдат, героически сражавшихся на поле боя. Наконец, есть легендарное оружие (трилинейка Мосина, пулемет «Максим», ракетная установка «Катюша»). История танка Т-34 позволила добавить эту боевую машину в список.

Оружие Победы» — так называли некоторые виды оружия и военной техники после Великой Отечественной войны. Т-34 был одним из первых, получивших такую оценку. Речь идет о боевых действиях. Но если вы хорошо знаете историю его создания, то название «двукратный победитель» не является преувеличением.

Танковое противостояние

К середине 1930-х годов стало ясно, что разработка бронетехники путем бесконечной модификации танков Т-26 и БТ-2, созданных на базе британского «Виккерса» и американского «Кристи», не является правильным путем. Варианты создания многотанковых монстров с броней, таких как легкие танки, также оказались тщетными. Например, Т-35 был построен в количестве 61 единицы, 59 из которых приняли участие в первом бою в июне 1941 года, но, к сожалению, были уничтожены или брошены экипажами.

Фото советского танка Т35

Руководители оборонных предприятий, инженеры, конструкторы и руководство Красной Армии не сомневались в необходимости создания принципиально новой модели бронемашины. Было и другое расхождение во мнениях.

Существовало два мнения (а также технические нюансы) о стратегическом направлении отечественного танкостроения. Какому типу танка следует отдать предпочтение — колесному или гусеничному.

Основные препятствия носили в основном системный характер, хотя вопросы увеличения огневой мощи, модернизации бронезащиты, модернизации двигателей и другие важные «мелкие работы» решались в ходе повседневной эксплуатации.

Специалисты завода и военные заказчики так или иначе были разделены на две группы. Это не остановило рабочих Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), родины будущих «танков победы».

Это вызывает много вопросов, но четких ответов пока не найдено. Дело в том, что М.И. Тухачевский был главным сторонником идеи разработки колесных и плавающих танков, их массового производства и использования в моторизованных корпусах. Те, кто поддерживал эту идею развития бронетанковых частей, рисковали попасть в жернова «кадровой чистки» Красной Армии. Тем не менее, в 1937-38 годах большинство сторонников было в сторону колесных транспортных средств.

Лидером «Гусеницы» традиционно стал главный конструктор одного из конструкторских бюро Харьковского завода имени М.И. (190). Кошкин. Получив от Управления автомобильной и бронетанковой техники, крупного заказчика военной техники, задание на разработку очередной модификации колесно-гусеничного грузовика БТ-7, он не переставал поддерживать необходимость создания принципиально новой боевой машины.

Историки до сих пор удивляются, что «вмешательство» Кошечкина осталось безнаказанным. Более того, когда в ноябре 1937 года были арестованы несколько руководителей завода, Кошкин не пострадал. Вместо этого он отвечал за новое конструкторское бюро, созданное на заводе.

Еще не Т-34, но уже не БТ

1938 год стал поворотным моментом для новых, еще не существовавших танков. 4 мая 1938 года состоялось расширенное заседание Комитета обороны СССР. Там, неожиданно для М.И. Коскина, Сталин поддержал идею проектирования нового танка. Для этого он предложил руководству КПЗ разработать две модели. Это позволит им выбрать наиболее подходящую модель.

В августе 1938 года руководство страны приняло решение о создании танка, предназначенного для участия в боевых действиях «в условиях будущей войны».

Эта идея подтолкнула производителей танков к активным исследованиям. В сентябре Харьковскому паровозостроительному заводу было поручено разработать две модели танков — колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-20Г.

Эта работа велась очень эффективно, но сопровождалась постоянными конфликтами между сторонниками двух взглядов. Для полноты общей картины стоит уделить немного внимания фактам и фактической информации.

  • В сентябре 1938 года ХПЗ получил технические условия на модели А-20 и А-20Г.
  • В начале 1939 года три конструкторских бюро Харьковского завода были объединены в одно, возглавляемое М.И. Кошкиным и его заместителем А.А. Морозовым.
  • В мае 1939 года (с беспрецедентной скоростью) первые версии обеих моделей были готовы к заводским и полигонным испытаниям.
  • 23 августа были завершены испытания, показавшие ряд преимуществ A-20G (и он был переименован в A-32). Толщина щита была увеличена до 30 мм, корпус стал шире на 15 см, а гусеницы — шире. Для придания дополнительного веса были добавлены опорные катки. Отсутствие шестеренок и приводов колес также сделало автомобиль легче.
  • 23 сентября 1939 года модель прошла государственные испытания на полигоне в Кубинке. Рекомендуется увеличить передний щиток до 45 мм (допустимо уменьшение массы автомобиля). Chariot A-32 был переименован в A-34.
  • 19 декабря 1939 года приказом Комитета обороны «О принятии на вооружение Красной Армии танков, бронемашин и артиллерийских тягачей и их производстве в 1940 году» впервые было дано название танка — Т- А34 вместо 34. От колесно-конного А-20 было решено отказаться.

Танк Т-34 имеет стандартную «улучшенную» башню с диаметром плеча 1420 мм и 85-мм пушку С-53. Гороховецкий полигон, декабрь 1943 года.

Рождение легенды

Советский средний танк Т-34 был разработан в 1937-1940 годах конструкторским бюро завода №. 183 (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева). Изначально боевая машина была спроектирована как часть разработки серии легких колесно-гусеничных танков БТ, основанной на идее американского инженера Джона Уолтера Кристи о быстроходном танке.

‘Двигатель рождался с большим трудом, потому что так сильны были гнетущие механизмы, влиявшие на многих вагоностроителей в конце 1930-х годов’, — проект Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, входит в состав Уралвагонзавода Госкорпорации Ростех). Инженер Дмитрий Колмаков заявляет. (Источник.). -Харьковский завод был практически парализован этими репрессиями, особенно когда началась работа над новыми средними танками. Однако работы велись очень быстрыми темпами.

13 октября 1937 года автотранспортные и бронетанковые средства Красной Армии были выпущены заводом с обычными техническими условиями на разработку 13-14-тонной коляски БТ-20 (А-20). Пушка 16-25 мм. В мае 1938 года было предложено создать краулер с увеличенным лобовым щитом 30 мм и более тяжелым вооружением. Новые танки получили индекс А-32 и разрабатывались одновременно с БТ-20, унаследовав общую компоновку. Разработку А-32 курировали конструктор Михаил Кошкин и его самые узкие помощники Александр Морозов и Николай Кучеренко.

Ее рождение

Танк Т-34 Челябинского тракторного завода, 1942 год©Тасс

Кошкин был прирожденным организатором. Энергия в нем бурлила — он стал одержим новым аквариумом и мог бы рассказать нам все об этой одержимости. Человек с большой буквы. Его умение разговаривать с людьми, его скромность и решительность в ключевые моменты его работы были хорошими примерами.

В мае 1939 года были выпущены прототипы оригинальных самолетов BT-20 и A-32. По результатам испытаний 19 декабря 1939 года Комитет обороны СССР при Совете Народных Комиссаров принял решение переименовать А-32 в Т-34 и принять его на вооружение на условиях дальнейших модификаций. Новые модели были испытаны во время советско-финской войны 1939-1940 годов с установкой 76-мм артиллерии и 7,62-мм.

Интересно, что эти автомобили использовались до того, как завод построил оригиналы. Он был построен только в январе-феврале 1940 года», — говорит инженер-конструктор UKBTM. — ‘Очевидно, мы пришли к выводу, что нам необходимо принять окончательное решение о принятии оружейной техники. Ведущий дизайнер был убежден. И впоследствии оказалось, что так оно и есть. В то время это была инновационная машина».

После завершения всех испытаний на подмосковном полигоне в Кубинке в марте 1940 года два Т-34 совершили маршрут из Харькова в Москву и Харьков (750 км по одному маршруту). Машины были представлены членам советского правительства во главе с Иосифом Сталиным в Московском Кремле 17 марта. По воспоминаниям очевидцев, Сталин заявил: «Я не был членом советского правительства, я был членом Советского Союза. И вот как это произошло.

Ее рождение

«Т-34 произвел сенсацию»

Во время Великой Отечественной войны Т-34 показал себя одним из лучших танков своего времени. Он оказался хорош благодаря простоте производства и обслуживания, а также пригодности для массового производства. В начале войны его 76,2-мм артиллерия была самой сильной в той же категории боевых действий.

Отправной точкой для создания танка Т-34 стала Сталинградская битва. В середине ноября 1942 года танки с Урала вошли в состав 7-го бронетанкового корпуса и сразу же получили боевое крещение. Именно они освободили от немцев Котельниково, где находился штаб общества Манштейна. В их порыве 300 000 гитлеровцев распрощались с идеей вырваться из сталинградского котла.

Ее рождение

Колесница Т-34 Сталинград, 1943©Sovfoto/Universal Images Group via Getty Images

По словам главы UKBTM, к концу 1942 года Т-34 в чем-то превосходил немецкие средние танки PZ. KPFZ III и PZ. по защите и мощности вооруженной артиллерии KPFZ IV. ‘Пушка F-34 явно превосходила по дальности действия щита и пробивной способности. Так что, несмотря на свои недостатки и недоработки, 34-й произвел на противника внушительное впечатление», — говорит Теликов. — Германия решительно активизировала свою работу по созданию достойного «противоядия».

Из-за технических недостатков танки оказались сложными в производстве. Первые машины не имели дизельных двигателей В-2, а поскольку в 1941 и начале 1942 года на Т-34 были установлены бензиновые двигатели, они требовали большего внимания к обслуживанию и чаще угонялись. Машина потеряла мощность и подвижность, и проблема серийного производства В-2 была решена только летом 1942 года», — сказал Теликов.»

Ее рождение

Т-34-85 Поперечный барьер, 1944©Тасс

Война шла не только на поле боя, но и между противоположными конструкторскими секциями. Гитлеровские инженеры создали новый танк — Т-34 обладал меньшей огневой мощью, чем он, и его нужно было переобуть. Так, в 1944 году началось серийное производство модификации Т-34-85 с новой башней, усиленными щитками и новой 85-мм пушкой, дуэлировавшей с немецкими танками «Тигр» и «Пантера» на большой дистанции. Дифференцированная защита делала Т-34-85 трудной мишенью на поле боя благодаря соответствующим деталям щита и малой общей высоте машины.

Т-34 оказался нашим обычным «Альматрисом Ники», превосходство в вооружении, щитах и гибкости… Танк Т-34 произвел фурор … Большой скачок в области производства танков для русских, создание совершенно нового типа танка, который оказался очень успешным. Появление нового автомобиля на фронте оказало большое влияние. После исчерпывающих испытаний, проведенных немецкими конструкторами, попытки создать танк, равный русскому Т-34, оказались невозможными.

Ее рождение

Курская битва, 1943 год©Тасс

«Они предвидели картину боя»

Баланс машины с точки зрения мобильности и защищенности был достигнут благодаря неортодоксальным решениям того времени, которые затем определили эволюцию глобального танка. По словам Сергея Маева, генерального директора Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации, Кошкин и его команда: «Он был единственным накануне Второй мировой войны. Колесница раньше других.

Т-34 определил архитектуру бронетанковой техники почти всех танковых государств мира в послевоенный период.

Т-34 послужил основой для разработки самоходных артиллерийских установок СУ-122, СУ-85 и СУ-100. На этом шасси выпускались и другие машины, включая Flogolos Chariot OT-34.

Всего было произведено более 84 000 танков Т-34. В 1947 году Советский Союз начал заменять их новыми Т-54, но Т-34/85 был официально снят с вооружения в 1993 году. Т-34-85 был самым крупным серийным танком в мировой истории танкостроения. За время его строительства в разных странах было построено около 66 000 танков. Т-34 использовался в 46 странах.

Ее рождение

Реконструкция памятника советским солдатам — танк Т-34 на пьедестале с надписью Т-34: «Спасибо советским освободителям от жителей коммуны Байльроде», 2019, Байльроде, Германия, © Антон Долгунов/ТАСС

Кстати, Т-34 стал первым средним танком, который мог работать в любых климатических условиях, от Арктики до Южной Африки. Автомобили этого типа участвовали во многих вооруженных конфликтах в Европе, Азии и Африке в 1950-х и 1980-х годах; последний зафиксированный случай боевого применения Т-34 произошел во время вооруженного конфликта в Йемене.

На сегодняшний день Т-34 все еще используется. Согласно военному балансу, в 2018 году они служили в девяти странах: на Кубе, в Гвинее, Гвинее-Бисау, Лаосе, Республике Конго, Корейской Народной Республике, Намибии, Вьетнаме и Йемене. По словам инженеров-конструкторов УКБТМ, все это результат таланта группы рабочих, исследователей и инженеров, создавших конструкцию машины и материалы, благодаря которым Т-34 можно использовать на протяжении 80 лет. Колмаков добавляет: «Машина настолько проста и надежна, что работает до сих пор».

Ее рождение

Танк Т-34-85 во время парада, посвященного 70-летию победы в Великой Отечественной войне, Катеринбург, 2015 © Донат Сорокин/Тасс

Партия из 30 Т-34 «Лотиан» была поставлена российским военным в рамках военно-технического сотрудничества в начале 2019 года. Внешние характеристики танков, поставленных Лаосом, показывают, что машины были не советской, а более поздней чехословацкой постройки и эксплуатации. Страна. Было отмечено, что полученные танки будут использоваться на парадах в честь Дня Победы в различных городах России, для информирования музейных экспозиций и военных съемок.

Т-34 заслуживает золотой надписи в кабинете конструктора. Способность наносить сокрушительные удары, оставаясь агрессивным при вражеских атаках, для успешного решения основных задач по максимизации эффективности оружия и мобильности танка. ‘ Написал британский журналист и историк Дуглас Оргилл. Т-34 был разработан в середине 20-го века людьми, которые видели поле боя лучше, чем кто-либо на Западе…». .

Башня Т-34-76 ORD 1941-NEW со стенками толщиной 52 мм и двумя люками в крыше. Однако одним из самых больших новшеств стала установка новой 76-мм пушки F-34.

Битва. Внешний вид «Камикадзе».

Битва. Появление камикадзе, когда остатки Taffy 3 были в безопасности, самая южная группа эскортных авианосцев, Taffy 1, вступила в бой. Средний Ли — командор Томас Спорагу, который управлял всеми эскортными авианосцами, был также командиром этой команды.

Последним, менее драматичным, эпизодом в истории развития авиации в конце 1940-х годов стало появление на палубе вертолетов. Первым известным полетом вертолета с авианосца стало испытание KHOR-1 Gypsum.

Внешний вид авианосца

Авианосец Valley Forge был быстро отражен в заливе Субик, Филиппины, и вышел в море 27 июня. Он пошел на север. 29 июня авианосец отправил 29 «Корсаров» и «Скайрейдеров» в полет через пролив Формоза для демонстрации мощности. 30 июня утром.

Шесть истребителей с внешними крыльями MIGS атаковали группу американских «Мустангов» 1 ноября 1950 года.

Эрекция.

Рождение фабрики прошло на комбинате хорошо. Теодорос Кронесис добился больших успехов в восстановлении завода и строительстве жилья для инженеров и рабочих. Завод продолжал строить одобренные самолеты, построил первую партию из шести BF-108 и закрылся в 1934 году с прибылью более 2,5 млн. евро.

Появление смерти монгольского флота Месса-хана в 1259 году отсрочило падение династии Сун. За экспансией на юг последовал Хомебулай. Ему пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться успеха, поскольку монголам предстояло преодолеть множество препятствий. Монголы не знали, как вести войну.

Компания «Рипаблик», из которой вышел XF-105A, представила программу AP-63 руководству ВВС США в марте 1952 года и в сентябре того же года. XF-105A был оснащен турбокомпрессором

Модификации и машины, созданные на базе Т-34

T -34M — был выпущен для сравнения с немецким танком PZ III AUSF.G. Для улучшения плавности хода был разработан новый двигатель, но мощность осталась прежней. После перестройки внутренних компонентов вес и длина машины были уменьшены, а емкость боезапаса увеличена до 100 сфер. Танк был предложен 5 мая 1941 года в качестве замены стандартного на тот момент Т-34 обр. 1940 года. Однако его производство не удалось организовать из-за начала войны.

На Т-34-57-А была установлена новая 57-мм пушка ЗИС-4. Он имел лучшие характеристики, чем F-34. Танки получили статус «боевых машин». Официально танки не были приняты на вооружение из-за чрезмерного количества артиллерии (в 41-42 гг.). В 1943 году была установлена 85-мм пушка повышенной мощности. Тем не менее, было произведено 50 штук.

Т-34-57 проходит испытания

Т-34-57 проходит испытания.

Башня Т-34-76 ORD 1941-NEW со стенками толщиной 52 мм и двумя люками в крыше. Однако одним из самых больших новшеств стала установка новой 76-мм пушки F-34.

Т-34-76 ff 1941

Т-34-76 FR 1941-первый правый

Т-34-76 был разработан в 1942 году. С новой башней боезапас был увеличен до 100 патронов, а устойчивость к боеприпасам возросла.

Т-34-76 обр. 1942 г.

Т-34-76 ОБР 1942

Т-34-76 образца 1943 года. новый очиститель для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. Командирский купол КВ-1С впервые установлен на танк. Танки также дополнялись всевозможными мелочами, «улучшающими качество машины». Танк поступил на вооружение 15 июня 1943 года.

Т-34-76 обр. 1943 г.

T-34-76 FR 1943.

Коллектор лекарств PT-34-PT-3, прикрепленный к TT-34.

PT-34.

PT-34

Установлена пушка Т-34-100-100мм Д-10Т. Для Т-34 также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1. В связи с увеличением калибра пушки башня была удлинена, а кинематическая система несколько изменена. Наиболее совершенный Т-54 не был принят на вооружение в связи с началом работ над Т-54.

Т-34-100 зимой 1945 года

Т-34-100 зимой 1945 года.

Другие машины, созданные на базе Т-34:.

OT -34 -Флогобол Колесница; экипаж уменьшен до трех человек. Стрелок/активист удален. Принят на службу в 1942 году.

ОТ-34

Производство ОТ-34 мало чем отличалось от производства Т-34.

Боевое применение Т-34

Свой первый боевой опыт Т-34 получил в Великой Отечественной войне. К началу войны было произведено чуть более 1 000 двигателей. 926 30-х годов находились в приграничных районах.

Противостояние с новыми советскими танками (Т-34 и КВ) стало для немцев настоящим сюрпризом. По боевым характеристикам Т-34 превосходил почти все имевшиеся на тот момент танки вермахта, но незнание экипажем новой техники, неправильные расчеты использования танка, нехватка боеприпасов, топлива, оборудования для ремонта и обслуживания сводили на нет все преимущества.

В хаосе первых месяцев войны большинство машин было брошено из-за поломок или отсутствия топлива. И вообще, доля «34-х», связанная с БТ-7 и Т-26, была очень мала.

Ситуация изменилась осенью 1941 года, когда количество Т-34 в строю резко возросло, о чем свидетельствовали многочисленные донесения с противоположной стороны, представляя гораздо большую угрозу для немецких танков.

К концу 1941 года Т-34 стал танком Советов и сыграл важную роль во всех крупных сражениях. С 1942 года было произведено больше Т-34, чем всех остальных советских танков вместе взятых. В войне против Т-34 — Д.Ф. Лавриненко (за 2,5 месяца уничтожено 52 немецких танка — лучший результат среди советских танкистов), В.А. Бочковский, Н.Д. Моисеев, К.М. Самокин, А.Ф. Бурда и другие.

До Курской битвы Т-34 продолжал превосходить почти все немецкие танки, но летом 1943 года все изменилось. Появление новых немецких танков и ПТ-САУ значительно ослабило позиции Т-34, и в итоге была представлена модификация Т-34-85, постепенно заменившая Т-34 с 76-мм пушкой. К началу 1945 года Т-34-76 практически не было в вооруженных силах. Некоторые из них принимали участие в разгроме японцев.

Т-34 в кино

Несмотря на очень большое количество выпущенных Т-34-76, после войны осталось не так много экземпляров этого танка. Так, в фильмах этот танк практически всегда заменялся на модифицированный Т-34-85, как это произошло, например, в известном многосерийном фильме 4 Танкиста и собаки или в фильме Горячий снег. .

Подлинная копия Т-34-76 показана в следующих фильмах.

— «Два солдата». — «Иван Никулин — русский моряк» — «Великий прорыв» (Т-34-76 1942 года, с командирской башенкой и без) — «Жаворонок» (в этом фильме Т-34-76 был специально перестроен. (на киностудии «Рен»).

Сегодня, в годовщину появления главного символа нашей победы — повседневного труженика войны, мы вспоминаем основные этапы разработки и эволюции танка Т-34 (танк с большой буквы «Т»).

От Курска до Победы

Поскольку у противника появились более совершенные тяжелые танки, чем Т-34, необходимо было радикально модернизировать танк, в первую очередь в части дальности стрельбы и, соответственно, калибра артиллерии и толщины брони. Ему нужны были «бойцы», которые могли бы сражаться на равных с «Пантерами» и «Тиграми». В Курске, например, нашим баржам часто приходилось надолго сближаться с вражескими танками, чтобы атаковать их тонкие фланги.

T-34-85.

Однако весной 1944 года на фронт поступил новый Т-34, и новый артиллерийский калибр был обозначен буквой «85».

При увеличенном объеме и усиленной броне новая башня конструктивно схожа с оригинальным танком Т-43. Общая защита экипажа также была увеличена до пяти человек, добавлен дополнительный стрелок, командир снят с вооружения, улучшены условия для функционального взаимодействия между экипажами. Подвижность танка Т-34-85 (скорость, гибкость и способность преодолевать грунт) была несколько снижена в результате увеличения боевой массы. Главным преимуществом новой машины была ее новая артиллерия, которая «прошивала» разрушающуюся броню немецких тяжелых танков до конца войны. Благодаря его гибкости экипаж Т-34-85 смог уничтожить несколько «Королевских тигров» сзади, пока они пытались понять, откуда ведется огонь.

Эволюция башни Т-34

Т-34-85 стал танком победы, подняв основные силы на последний период боев и длительных маршей войны. О его надежности и техническом обслуживании (часто ремонтировался «на коленках») в то время ходили легенды.

Т-34-85 в конце войны

Т-34-85 широко использовался по всей планете до конца 1960-х годов. Благодаря характерному силуэту его трудно спутать с другими автомобилями.

Но самое главное в биографии Т-34 то, что он стал символом великих побед. Каждый год 9 мая, как и в 1945 году, парадная группа этих танков проходит по Красной площади. И на всех полях сражений Красной Армии, где ведутся самые ожесточенные бои на пьедестале, наши Т-34 всегда гордо идут вперед.

Оцените статью
club-cs.ru