Политическим судам не так повезло. Обычно, если экипаж не может заблаговременно скрыть и передать сигнал бедствия, его задерживают на длительное время и требуют выкуп. Если, конечно, «кавалер» не придет им на помощь…
Попугай на плече и чёрная метка: 16 популярных мифов о пиратах
Это распространенное заблуждение. На самом деле пираты действуют во всех морях и океанах. В разное время центрами пиратства были: Архенгольц И.В. История пиратства. М. 2010.Мадагаскар, Юго-Восточная Азия и Индийский океан, Северная Африка, Балтийское и Северное моря и Ла-Манш.
Слово «пират» сразу же вызывает в воображении образы романов Р.Л. Миллера. Остров сокровищ Стивенсона и фильм с Джонни Деппом в главной роли. Действительно, этот период (17 и 18 века) называют золотым веком пиратства. В то время морской разбой у недавно открытого американского побережья был очень распространен. Это было связано с колониальными войнами европейских держав, которые еще не имели достаточного количества флотов. Неправильное заселение новых земель также сыграло свою роль, создав состояние беззакония. Однако морской разбой существовал и до, и после этого периода.
Пиратство возникло как история морского пиратства, Маховский Я., Морское пиратство. М. 1972, одновременно с навигацией и морской торговлей. Со времен древних греков (IV-III век до н.э.) термин «пираты» (peirates, «старание» + «ищу удачу») использовался среди средиземноморскими купцами. Древние римляне также знали это слово.
Сам Гай Юлий Цезарь однажды был захвачен пиратами. Затем начался римский Ферреро Г. Юлий Цезарь. Потерянный Хуондон. 1997. Борьба с морским разбоем.
В средние века на море можно было стать жертвой разбойников. Именно тогда интернат получил широкое распространение. Средневековые европейские государства поощряли пиратов грабить своих врагов и бороться с «чужими» разбойниками.
После Золотого века, когда пираты во многом заменили регулярные флоты европейских армий, они продолжали грабить в Индийском океане и Юго-Восточной Азии. Это продолжалось на протяжении всего 19 века. Пиратство в начале XX века (1918-1929 гг.) было распространено в морском разбое Рагнштейна А. Г. у берегов Китая в 1918-1929 гг. // Исторические и правовые вопросы: новые перспективы. 2013.No. У берегов Китая.
Пираты существуют и сегодня. Центрами современного пиратства являются Малаккский пролив (Малайзия), Аденский залив (у побережья Сомали), западное побережье Африки и даже Карибское море. Современное пиратство — это глобальная проблема, точные масштабы которой неизвестны.
Карта современного пиратства / Rensar / Wikimedia Commons
Пираты занимались только морским грабежом
Границы между пиратами и купцами были по большей части очень размыты. Они перевозили товары и грузы, когда могли заработать деньги, и не избегали этого, когда у них была возможность пробиться к чему-то силой. Примером может служить ГусаковМ.Г. Витальеры//Надровия. Том 6, май 2003, № 6. 2009. братья Витали — гильдия моряков XIV-XV века. Они торговали в Балтийском и Северном морях и грабили корабли ганзейских купцов. Они являются соперниками своего работодателя, шведского короля.
Казнь братьев Витали. Лубок 1701/Статсархив Гамбурга
Считается, что истории о морском разбое произошли от прибрежного пиратства. В то время пляжники грабили пришвартованные и затонувшие корабли.
Пиратство также не ограничивалось грабежом судов в открытом море. Пираты часто нападали на прибрежные поселения. Типичный пример — набеги викингов.
Что касается пиратов Золотого века, то они не занимались грабежом приморских крепостей и городов. Знаменитый Генри Морган занял Пуэрто-Принсипе на Кубе. Там от пиратов не ожидали нападения на изоляцию моря. Морган и его сообщники также ограбили компанию Balandin R.K. Знаменитые морские ограбления. М.2012 большой город, Порто-Пело, а позже за девять дней создал знаменитый Панамский перешеек.
Были и пиратские реки. Например, новгородский укхан грабил норвежские поселения и города Камы и Волги (сегодняшняя территория Татарстана и Нижегородской области). В 14 веке их уничтожил В. Н. Вернадский. Новгород. Новгородские земли в 15 веке. М. 1961 г. Кострома, до такой степени, что город был перенесен на холм. Теперь там стоит Костромской кремль.
Все пираты были вне закона
Обычно да, но были и оттенки, особенно когда речь шла о пиратах Золотого века. Испанцы и португальцы были первыми, кто завоевал только что прибывшую Америку. Поднимающиеся силы Англии, Франции и Нидерландов были слишком медлительны, чтобы разделить американские колонии. Войны за морями требовали огромных ресурсов, и чтобы сэкономить деньги, европейские армии стали нанимать мозаику И. В. Пиратов, курсоров и командиров. СПБ. 1994. служба пиратов. Им были выданы специальные документы, которые, по сути, легализовали их грабительскую деятельность против других стран.
Однако это не означает, что владельцы «патентов» могут избежать наказания, если они попадут в руки противоборствующих сторон.
‘Легальные’ пираты известны как пираты Констама Э. Пират, фливер, солдат 16-19 века. М.2008. индивиды, фливеры, корсары, приватиры, буканьеры, рейдеры названия использованы.
Отдельные лица были пиратами, получившими специальную лицензию (сертификат или патент) от властей одной из колониальных армий на захват и уничтожение судов другой страны. Европейские монархи начали издавать такие документы в 14 веке, задолго до открытия Америки. Индивидуальные сертификаты давали право на получение компенсации за ущерб, законно награбленный во время войны и понесенный в мирное время. Частные лица отдавали своим работодателям часть военных трофеев.
Французский, испанский, португальский и итальянский языки назывались частными курсорами. В англоязычных странах остался термин «частный».
Картина Корнелиса Клаеса ван Вирингена «Нападение английского частного лица на голландское», 1616 г. / Wikimedia Commons
Частников также называют флибустьерами. В 17 веке испанские корабли и колонии были разграблены в Америке. Флибустьеры плавали на небольших судах (флибустьерах) и очень часто владели патентами французских, английских или голландских частных лиц. Англичане называли их пиратами. Отсюда и путаница с пиратами — моряками-охотниками, не имеющими ничего общего с морскими разбойниками.
Не все члены экипажа прекращали грабежи, когда заканчивались их личные разрешения. Многие из полуоформившихся наемных солдат стали пиратами.
Коммандос также называли моряков, имевших специальное разрешение на участие в незаконной деятельности. Их главной целью было любыми средствами нарушить вражескую торговлю. В отличие от частных лиц, они полностью передавали награбленное своим работодателям.
Считается, что история морского разбоя началась с прибрежного пиратства. В то время прибрежные поселения грабили корабли, которые были украшены или затонули.
Инструмент политической игры
Со времени окончания Второй мировой войны воды Мирового океана не были безопасными. Вместо мин и подводных лодок транспорту теперь угрожают пираты. Многие пираты действовали при политической поддержке соперничающих сил времен холодной войны. Например, в 1950-х годах около 110 судов под флагами таких стран, как Великобритания, Панама, Польша и Греция, были захвачены пиратами вокруг Тайваня при тайной поддержке США.
Советский танкер «Туапсе» был в числе пострадавших от тайваньских пиратов; в июне 1954 года тайваньские военные корабли перехватили судно и произвели предупредительные выстрелы. Судно, перевозившее воздушный парафин, было вынуждено остановиться. Вооруженная десантная группа высадилась на борт танкера и арестовала 49 членов экипажа.
Моряки были захвачены в плен и подвергались психологическому давлению, пыткам и голоданию. Их попросили отказаться от возвращения в Советский Союз и заставили подписать заявление о предоставлении политического убежища. Некоторые моряки согласились, но большинство остались непреклонны, несмотря на рассказы о том, что началась Третья мировая война и что капитан судна, согласившийся работать с тайваньскими военными, уже счастливо живет в США со своим новоиспеченным мужем.
После переговоров только 29 человек вернулись домой через 13 месяцев. Из тех, кто выжил, один покончил жизнь самоубийством, двое умерли и один сошел с ума, находясь в США. Многие из них находятся в заключении уже более 30 лет и содержатся в тюрьмах, под домашним арестом или под полицейским надзором в прибрежных поселениях Тайваня.
Пираты XX века
Советское правительство не могло оставить этот инцидент безнаказанным и решило преподать тайваньским захватчикам урок. Специальная операция, полностью проведенная советскими военными, даже легла в основу советского боевика «Пираты XX века».
Большие десантные корабли были замаскированы под грузовые суда, их борта расширили и перекрасили, а также построили фальшивую надстройку. По каналам связи была получена информация о том, что корабли перевозили грузы золота и опиума-сырца для фармацевтической промышленности. Поддельные сухогрузы следовали через Суэцкий канал в арабские страны, заходили в индийские порты и направлялись в Малаккский пролив.
В лабиринте островов корабль внезапно был окружен множеством маленьких лодок с вооруженными людьми. Однако, когда они начали высадку, грабителей встретили 300 советских морских пехотинцев, вооруженных автоматами, пулеметами и гранатометами. Многие из нападавших утонули вместе со своей лодкой — среди советских войск потерь не было. После окончания специальных операций пиратские нападения на советские суда прекратились.
Узкое место
Однако в 1990-х годах Малаккский пролив стал одним из самых опасных районов судоходства. Важная торговая артерия Тихого океана имеет ширину менее трех километров в самом перегруженном месте, а глубина пролива составляет чуть более 20 метров. Если бы террористы смогли потопить здесь крупное коммерческое судно, все движение в проливе было бы парализовано.
В 1986 году здесь было захвачено менее 30 торговых судов; к 2000 году было захвачено уже 215 судов. Малайзия, Сингапур и Индонезия патрулируют этот район с 2004 года, а индийская береговая охрана присоединилась к этим трем странам в 2006 году. Нападения на суда участились в водах Вьетнама у Филиппин, вблизи Индонезии и Малайзии.
Глобальный центр пиратства переместился в Гвинейский залив. Там ООН зафиксировала 45 нападений на корабли в 2010 году и 64 в 2011 году. По мнению экспертов, большинство инцидентов происходит в портах, грузовых терминалах и в водах африканских стран. Это значительно осложняет международное вмешательство.
Используют огнестрельное оружие
Современные пираты не вооружены пистолетами, мечами или саблями. Самый маленький набор современного морского разбойника — это пистолет или автомат (чаще всего старый автомат Калашникова). Иногда они вооружены пулеметами, минометами и гранатометами. Согласно международному праву, торговые суда плавают без оружия на борту и не могут полноценно контратаковать.
На самом деле, торговые суда могут защищаться двумя способами.
- На борту корабля находится частная охрана с оружием.
- Распыление воды из костра для отпугивания пиратских лодок.
Как защитить пиратов одной фотографией.
Необъективная оценка сил
Бывшие африканские рыбаки, купившие пулеметы, уже чувствуют в себе силы. Кроме того, современные флибберы часто злоупотребляют алкоголем и наркотиками. В результате пираты часто неправильно оценивают свои возможности и пытаются атаковать военные корабли. Обычно это не приносит им пользы.
Например, в 1993 году большой российский десантный корабль «Николай Бирков» был атакован несколькими пиратскими катерами в районе Персидского залива. Бригантина открыла по кораблю огонь из пулемета, из которого ей ответила 57-мм автоматическая пушка корабля. Пиратская программа провалилась, не успев начаться.
В 2009 году пираты напали на два военных корабля США. Крейсер «Кейп Сент-Джордж» и эсминец «Гонзалес». Исход нападения нескольких ржавых лодок на два военных корабля нетрудно предсказать — он был неудачным для нападавших.
В 2010 году пираты напали на танкер «Московский университет» в Аденском заливе. Экипаж спрятался в машинном отделении и обратился за помощью к находившемуся неподалеку большому противолодочному экс-«Шапошникову». Чтобы избежать привлечения к «самому справедливому суду в Сомали», несчастного флибберти отпустили, слив топливо из лодки.
Редко убивают заложников
Цели грабителей разнообразны: наличные деньги и ценности, груз, судно и экипаж. Бывают морские разбойники, у которых достаточно наличных денег и ценностей, но чаще пираты стараются извлечь из этого максимальную выгоду — помимо разграбления судна, они требуют выкуп за команду и сам корабль.
Поэтому заложников обычно не убивают. Если экипаж захваченного судна не погиб, правительство не хочет принимать ответные меры. Они предпочитают решать проблему с помощью денег. Средний размер выкупа за члена экипажа составляет примерно 120 000 долларов США.
Стоит ли жизнь Флиббера таких экстремальных развлечений? Будьте откровенны: если мировое сообщество закрывает глаза на самооборону против пиратов, то «охота на человека» явно выходит за возможные границы человеческого поведения.
Иерархия сомалийских пиратов была выстроена по типу «Макдональдса»
В 1990-х годах на улицах Чикаго было полно дорожных банд, контролировавших продажу крэка. Судхир Венкатиш, молодой социолог, рискуя жизнью, связался с одной из банд, «Черными королями», и выяснил некоторые странные подробности. С экономической и иерархической точки зрения эти банды оказались организованными, как, например, McDonald’s (и другие подобные сети быстрого питания). Низшая ступень, будучи «солдатами», постоянно рисковала своей свободой и жизнью, продавая наркотики и вступая в банды с небольшими деньгами. Возможно, даже работа в McDonald’s в качестве кассира будет оплачиваться так же. Но почему они это сделали? Все это было связано с перспективой. Простому бойцу платили мало, но «менеджеру», стоящему над ним, платили во много раз больше. И часто в более высокой степени, чем менеджер. Бойца поставили на место не деньги, а потенциальные клиенты.
Сомалийское пиратское сообщество было построено на тех же принципах. По сравнению со «средним ли», простые бойцы получали легкую зарплату (15 000-30 000 долларов США за «дело»). Однако им помешала возможность с отличием подняться по иерархической лестнице. Конечно, сама «средняя ли» была мотивирована возможностью идти дальше — даже организовывать вторжения и даже инвесторов. Основную часть прибыли (70-85%) получали вовсе не пираты, а инвесторы, которые вкладывали деньги, покупая или арендуя оборудование и оружие пиратов и предоставляя им информацию о потенциальных целях. В конце концов, каждый рыбак, который ходил на лодки, мечтал стать инвестором. И их система всячески поддерживала эту мечту (как бы обманчива она ни была): тот, кто первым садился на корабль, получал финансовый бонус и возможность проявить себя.
Сомалийские пираты старались обращаться с заложниками хорошо. Правда, понимали это своеобразно
Поначалу сомалийские пираты вели себя очень любезно по отношению к нападавшим. Они всячески старались свести свои потери к минимуму, не казнили и не пытали пленных. Это было чисто практическое решение. Если вы совершаете более масштабное злодеяние, то больше вероятность того, что однажды один из крупных игроков не решит встать и вторгнуться в Сомали (что в итоге и произошло). Чем меньше у вас жертв, тем больше у вас свободы. Однако следовать этому безусловному кодексу не удалось. В какой-то момент начались пытки и убийства заложников. Однако к 2011 году пиратам удалось избежать смерти. Очевидно, что первое (или, по крайней мере, первое известное) убийство заложников произошло 22 февраля 2011 года, когда пираты, захватившие американскую яхту, вступили в столкновение с военнослужащими США. Армия заняла яхту, а сомалийцы застрелили четырех американских гражданских лиц.
В целом, сомалийское пиратство привело к убийству по меньшей мере 25 моряков (на борту судна и во время казни заложников) и гибели 37 других пленников по разным причинам — от голода до самоубийства. Учитывая, что пираты захватили в общей сложности 3400 человек, это не так уж и много. Но даже этих потерь было достаточно, чтобы парализовать даже собственную страну. Прежде всего, для сомалийских пиратов был характерен избирательный расизм. Европейцы и американские заключенные находились в относительно лучшем положении, в то время как с азиатами обращались почти как с рабами, часто обвиняя их в голодной смерти.
Майкл Скотт Мур — американский журналист, написавший книгу «Пустыня и море» о 977-дневном пленении сомалийскими пиратами.
Экипаж украинского судна «Фаина», которое было похищено пиратами в 2008 году, заявил, что пираты изначально были агрессивны и недружелюбны. Однако в какой-то момент обе стороны поняли, что они полностью зависят от третьей стороны, подготовившей выкуп, и их поведение улучшилось. В течение нескольких месяцев морякам приходилось жить в одном помещении, но им разрешали гулять, давали козье мясо и рис и позволяли готовить пищу из собственных запасов. Заключенные были приспособлены к приготовлению напитков из коричневого сахара. Пыток и избиений не было, только боль от ожидания в условиях переполненности и жары в 40°C. Однако морякам повезло. Их корабль перевозил военное оборудование, и Сомали хотела получить хороший выкуп.
Пиратские пристани Сомали контролировали шариатские суды и «бизнесмены»
Пиратская пристань Хобио.
Строго говоря, сомалийских пиратов правильнее называть «пудландскими пиратами». Большинство из них базировались в Падланде на территории. Сейчас Падланд выступает за аннексию Сомали на автономной основе, но до этого были частые вооруженные конфликты с Советом исламских судов («суд» от слова «судья», а не «корабль»). Повстанцы-исламисты захватили портовый город Хобио, который стал столицей сомалийского пиратства. Здесь образовался странный симбиоз пиратской демократии и шариатских судей.
То, как работает эта базовая пристань Hobio, странно. Обычные пираты захватили корабль и завели его в порт. Остальные больше не ассоциируются с ними. Другой «орган» отвечал за связь с судовладельцем и выплату выкупа, а третий — за защиту жизни заложников. Инвесторы и местные боссы связали систему с различными авторитетными, но разрозненными профилями пиратов. Свою лепту внесли и шариатские суды. Те, кто участвовал в сохранении жизни заложников, получали процент в зависимости от того, сколько времени у них уходило на питание и защиту пленников. Это был небольшой процент, но и это был недостаток. Но обычные пираты не хотели этого делать.