Ударный вертолет Ка-50, обзор и особенности. Вертолет ка 50 черная акула.

Благодаря своей маневренности он мог перелетать русла рек, ущелья и горные перевалы в самых узких местах. Пилот почувствовал душевное облегчение от возросшей мощности самолета.

«Черная акула» — факты о легендарном вертолете: история создания, конструктор, характеристики

Ка-50 — одноместный боевой вертолет, одно из лучших достижений советского авиастроения. Прозванная «Черной акулой», она опередила свое время, но не смогла реализовать и половины своего потенциала. Но с самого начала было ясно — этот самолет открыл новую страницу в истории мировой вертолетной индустрии. Подробнее об истории легендарного вертолета читайте в статье 24CM.

Черная акула» была разработана конструкторским бюро «Камов» под руководством Сергея Михеева. Этот человек заинтересовался вертолетостроением на последнем курсе МАИ. Даже его дипломная работа была написана для тяжелого вертолета с краном и 4 винтами.

В 1962 году Сергей окончил институт и поступил работать конструктором на вертолетный завод имени Ухтомского, который сейчас называется ОАО «Камов». Основатель бюро Николай Камов со временем понял, что в его команде есть талантливый инженер; он ценил Михеева, хотя тот иногда был слишком активен. Когда Николай Ильич умер, потребовалось много времени, чтобы найти нового лидера.

Таковым был назначен Михеев — он стал главным конструктором и руководителем завода. Сергей Викторович, кстати, был самым молодым человеком на такой должности в СССР. С середины 1990-х годов он также является президентом компании «Камов», названной в честь ее основателя.

Конструкторское бюро Михеева взяло на себя разработку ряда легких боевых вертолетов. Например, он производил Ка-27, подводный поисково-спасательный аппарат, и Ка-29, транспортно-боевой вертолет. Однако одним из самых важных достижений Сергея Викторовича и его конструкторов является «Черная акула», которая стала одним из самых известных вертолетов в мире.

Вертолет Черная акула (https://www.youtube.com/watch?v=IHyVNdZfILE)

«Черная акула» / Фото: кадр из видеоролика youtube.com.

История создания Ка-50

Все началось с разработки вертолета Apache в США. Модель превосходила по своим эксплуатационным характеристикам советский Ми-24, состоявший в то время на вооружении. Идея ОКБ Миля имела традиционное десантное отделение, что затрудняло выполнение машиной боевых задач с необходимой эффективностью.

В этих условиях в середине 1970-х годов советское руководство решило, что настало время разработать новый боевой вертолет. Соответствующий проект был представлен в виде конкурса в два ведущих конструкторских бюро — «Камов» и имени Миля. Суть задачи заключалась в том, что требовалась машина, которая по своим параметрам превосходила бы не только отечественных предшественников, но и зарубежные вертолеты.

Сотрудники ОКБ Миля предложили модель Ми-28, соответствующую классической форме с хвостовым ротором. Тем временем в КБ Камова был создан Ка-50, представлявший собой вершину конструкторских решений того времени.

Это конструкторское бюро долгое время специализировалось на разработке вертолетов для военно-морского флота. Они строили их с соосными винтами — ими же решили оснастить и новую машину.

С начала 1980-х годов начались многочисленные испытания Ка-50. Они продолжались до 1990-х годов, когда, наконец, «Черная акула» победила в длительном соревновании — ей удалось превзойти своих конкурентов по многим параметрам. Это касается летных характеристик, электронных систем и т.д.

Ка-50 первоначально получил прозвище «Оборотень» — оборотень напоминал создателям машину, окрашенную в черный цвет. После выхода фильма «Черная акула» в начале 1990-х годов вертолет получил новое звучное прозвище, которое сохранилось за ним и по сей день.

Особенности конструкции и характеристики «Черной акулы»

Когда «Черная акула» была запущена в производство, она стала буквально революцией в конструкции вертолетов. Модель имеет ряд особенностей, которых не было ни у одной из ее предшественниц.

Уникальность конструкции

Вертолет оснащен одним двигателем с двумя силовыми установками — это газотурбинные двигатели со свободными турбинами. Мощность каждого двигателя составляет 2203 л.с. Двигатели установлены по обеим сторонам фюзеляжа.

Мощность двигателя передается на соосные гребные винты — первое отличие, которое бросается в глаза при осмотре машины. Масса вертолета была уменьшена за счет удаления хвостового ротора.

С каждой стороны самолета расположено по две плоскости — крылья имеют размер более 7 метров. Они имеют стреловидные очертания вдоль хвоста. Благодаря этим деталям нагрузка на пропеллеры снижается на высоких скоростях. Кроме того, крылья служат в качестве ремней для подвески оружия.

Еще одной особенностью Ка-50 является то, что его строители сократили количество членов экипажа. Теперь самолету требовался только один пилот. От второго пилота было решено отказаться, так как появилась возможность оснастить машину новейшим советским целеуказанием и навигационным оборудованием. Большая часть оборудования теперь работала в автоматическом режиме. Можно было сэкономить деньги и время на различных товарах.

Чтобы облегчить пилоту управление и выполнение заданий, последняя информация выводилась прямо на дисплеи на лобовом стекле. На шлеме также установлена система прицеливания для управляемых ракет.

«Черная акула» имеет неотъемлемое преимущество перед более ранними вертолетами — пилот лучше защищен. Он имеет броневое покрытие, отражающее прямые попадания снарядов калибром до 20 мм. Кроме того, Ка-50 впервые в истории оснащен катапультой, тогда как ранее этот тип спасательной системы устанавливался только на самолетах. И вот теперь он появился на самолете с поворотными крыльями. Принцип работы прост: сначала устройство выбрасывает крылья, а затем опускает пилота в кресло.

Летные и боевые характеристики

Соосная конструкция пропеллеров, которые вращаются с одной оси над другой в разных направлениях, помогает более точно стабилизировать аппарат в пространстве и зависать на месте.

Эти винты позволяют вертолету мгновенно менять направление на 180° и резко уходить в сторону на скорости более 100 км/ч. Оборудование вертолета позволяет ему лететь на стабильной высоте во время наземной петли.

Вертолет имеет более высокую живучесть. Это обеспечивается двойной защитой основных узлов и агрегатов. Кроме того, вертолет сложнее сбить, поскольку повреждение хвостовой части не так критично, как в моделях с хвостовым винтом.

Вооружение

Основным вооружением Ка-50 являются управляемые ракеты, установленные на подвижных бортовых конструкциях. Каждая пара комплектов содержит шесть ракет. Они поражают цели лазерными лучами на расстоянии до 8 км без изменения высоты. Оружие предназначено для уничтожения укрепленных и бронированных объектов.

На днище в центре установлен неподвижный пулемет. Эта единая пушка была перенята у наземных боевых машин. 30-мм пушка отлично работала в условиях запыленности.

Вертолеты Ка-52, Ми-35, Ми-28Н и Ми-8 совершили парный полет по определенному маршруту, выполняя визуальную воздушную разведку и сложные фигуры высшего пилотажа на малых высотах. Это позволило оценить навыки экипажа в аэронавигации, технике пилотирования и поиске объектов на земле.

История создания вертолета Ка-50

Разработка нового боевого вертолета была начата зимой 1976 года по решению Совета Министров СССР. Новый самолет должен был заменить ударный вертолет Ми-24, который не обладал достаточным боевым потенциалом. На новую конструкцию также повлияло появление американского аналога АН-64. Внешний вид самолета был разработан совместно компаниями «Камов» и «Миль».

Конструкторское бюро Камова специализировалось в основном на производстве вертолетов военно-морского флота, поэтому новая машина была оснащена сдвоенным соосным винтом, как и военно-морские модели. Это был первый наземный аппарат с таким типом несущего винта. Главным конструктором был назначен Михеев, который с самого начала отказался от использования стандартных, однотипных моделей вертолетов.

Благодаря использованию соосных винтов вертолет получил большую подъемную силу без потери мощности. Это означало, что вертолет мог быстрее подниматься в вертикальной плоскости и достигать большей высоты подъема. Лопасти нового вертолета имели меньший диаметр, что позволило увеличить скорость вращения, уменьшить сопротивление и достичь высокой скорости в ровном полете.

Ударный вертолет Ка-50

Общий вес двигателя был уменьшен за счет удаления хвостового ротора двигателя. В то же время была повышена живучесть вертолета, так как повреждение хвоста в бою не вызывало серьезных повреждений или неисправностей машины.

Еще одной особенностью этой машины было сокращение экипажа до одного пилота. Отказ от второго пилота стал возможен благодаря использованию современного навигационного и целеуказательного оборудования отечественного производства. Новая технология позволила автоматизировать большое количество приборов и оборудования.

Использование одного пилота привело к экономии средств и времени во многих местах. Во-первых, для одного пилота можно было бы использовать гораздо меньшее количество брони, что также уменьшило бы вес машины. Во-вторых, это позволило сэкономить время и деньги на подготовку пилотов в мирное время, поскольку для обслуживания машин требовалось меньше персонала. Кроме того, использование в бою одноместных вертолетов позволит снизить потери среди пилотов.

Ка-50 был первым вертолетом с новым типом системы спасения пилотов, не существовавшим ранее, т.е. этот аппарат был оснащен катапультируемым креслом.

Основные цели и задания

Боевой вертолет Ка-50 «Черная акула» был разработан для выполнения следующих задач:

  1. Непосредственная поддержка войск на поле боя,
  2. уничтожение средств противовоздушной обороны противника,
  3. борьба с коммуникациями противника в его неглубоком тыловом районе,
  4. уничтожение малоразмерных движущихся целей (танки, легкобронированные машины, автомобили и т.д.) и людей,
  5. идентификация и обнаружение системы обороны противника.

Все эти действия можно выполнять в любую погоду, днем и ночью.

Конструкция Ка-50

Вертолет оснащен двухдвигательной силовой установкой, которая передает мощность на соосный несущий винт. Вертолет оснащен прямыми, удлиненными крыльями с высококачественными лопастями во всех плоскостях.

В конструкции корпуса использовались многочисленные полимерные материалы и алюминиевые сплавы, что в свою очередь привело к снижению веса вертолета. 30% от общей массы вертолета изготовлено из композитных материалов. Все это позволило упростить производство компонентов, снизить их стоимость и, самое главное, обеспечить им гораздо более длительный срок службы.

Вид спереди

Фюзеляж разделен на три отсека: передний, задний и хвостовой. Структура укреплена струнами. В передней части вертолета находится кабина пилота, которая полностью герметична и оснащена усиленной броней. Он защищает пилота от снарядов вражеского танка. Общий вес брони составляет около 350 кг. Половина стекла кабины состоит из прозрачной брони.

В центральной части вертолета находятся ящики с боеприпасами для пушек и топливные баки. Здесь же находится электрическое и компьютерное оборудование для управления всеми системами вертолета. В этой зоне находятся опоры двигателя и трансмиссии, а также элементы системы рулевого управления. В задней части машины находятся блоки, в которых установлено радиооборудование.

Крылья Ка-50 довольно длинные с размахом 7,3 метра и имеют закрученную форму для разгрузки винтов на высоких скоростях. Крылья имеют четыре крепления для оружия. Крылья позволяют крепить вооружение или дополнительные баки весом 2 тонны. Кроме того, крылья оснащены лебедками, которые могут поднимать грузы до 500 кг.

Шасси вертолета состоит из трех ног, которые могут складываться во время полета. Передняя нога оснащена парой колес, которые могут быть использованы для эффективного руления по земле. Шасси оснащено системой гашения вибрации, которая может быть безопасно прервана в случае перегрузки машины. В аварийной ситуации или если шасси не раскрываются, вертолет может приземлиться на брюхо, при этом крылья предотвращают опрокидывание машины.

Два газотурбинных двигателя мощностью 2 200 л.с. каждый обеспечивают эффективный полет. Двигатели силовой установки расположены в гондолах по бокам фюзеляжа. Преимуществом двигателей является то, что они оснащены автоматическими масляными системами, которые обеспечивают смазку всех агрегатов и узлов. Масляная система предотвращает перегрев и износ движущихся частей двигателя. Система привода имеет высокий уровень безопасности, так как может продолжать работать в течение тридцати минут в случае полной потери масла. Двигатели оснащены центробежными пылеуловителями. Для снижения видимости в инфракрасном диапазоне автомобиль оснащен экранирующими и выхлопными системами.

В небе

Силовая установка Ка-50 состоит из двух соосных воздушных винтов с тремя лопастями каждый. Они соединяются с осью через втулки и дополнительные обмотки. Главный винт управляется автоматической системой кручения. Следует отметить, что верхний основной пропеллер вращается по часовой стрелке, а нижний — против часовой стрелки. Лопасти винта выдерживают попадание 20-мм пуль и остаются работоспособными.

Вертолеты Ка-52, Ми-35, Ми-28Н и Ми-8 совершили парный полет по определенному маршруту, выполняя визуальную воздушную разведку и сложные фигуры высшего пилотажа на малых высотах. Это позволило оценить навыки экипажа в аэронавигации, технике пилотирования и поиске объектов на земле.

Конструкция «Чёрной акулы»

Вертолет был спроектирован как соосная конструкция с двумя двухтурбинными двигателями ТВ3-117ВМА. Их мощность составляет более 2200 л.с.

Корпус самолета изготовлен из новых полимерных композитов и сплавов с низким удельным весом, что также способствует снижению общего веса конструкции.

Фюзеляж Ка-50

Конструкция фюзеляжа не стандартизирована. Была использована схема самолета.

Основу составили композитные материалы и алюминиевые сплавы.

В результате вертолет приобрел надежность и живучесть, поскольку эти инновации в конструкции боевой машины повышают ее маневренность за счет увеличения скорости набора высоты и снижения в вертикальной плоскости.

Вертолёт КА-52

Корпус судна разделен на три отсека:

  • Носовая часть усилена шнурами. В этом отсеке находится бронированная кабина, которая находится под давлением. Броня составляет около 350 кг от общего веса вертолета. Прозрачное бронированное окно обеспечивает безопасную видимость,
  • Электронное управление, топливные баки, боекомплект пушки и узлы технического обслуживания находятся в центральном отсеке,
  • радиоприемники установлены сзади.

Фюзеляж сконструирован таким образом, что менее важные компоненты служат защитой для более важного оборудования вертолета.

Крыло

Вертолет должен быть оснащен крыльями, имеющими форму прямой руки. Они служат для разгрузки основных роторов при высоких горизонтальных скоростях движения воздуха.

К нижней части консолей крыла прикреплены два пилона, к которым можно подвешивать внешние грузы, такие как оружие или вспомогательные баки.

Система подвески груза расположена внутри крыла и пилонов. Общий вес груза на опорах не должен превышать 2000 кг.

Крыло самолета Ка-50, как и крыло самолета, состоит из элементов, которые способствуют качественным характеристикам всей конструкции: устойчивости, идеальной управляемости и балансировке самолета в полете.

КА-50 ВВС России

Крыло состоит из киля, спроектированного как продолжение хвостовой части фюзеляжа, аэродинамически сбалансированного руля и стабилизатора. Интересно, что руль и хвостовое оперение сконструированы как у самолета.

Шасси

Шасси состоит из трех ног, которые складываются в полете. Передняя самоустанавливающаяся балка с двумя колесами перемещается в углубление в передней части фюзеляжа.

Две основные стойки, имеющие ход 2600 мм, оснащены тормозными блоками, которые складываются и прижимаются к боковой стенке заднего отсека фюзеляжа.

Силовая установка

Многоцелевой ударный вертолет оснащен силовой установкой, состоящей из:

  • коробка передач с муфтами, которые включаются и выключаются,
  • два турбодвигателя ТВ3-117ВМА с электронным управлением,
  • Вспомогательная силовая установка AI-9,
  • турбодвигатель.

Двигатели оснащены двумя мотогондолами по обе стороны фюзеляжа. Обеспечивается синхронизация мощности двигателей. Для каждого двигателя предусмотрена независимая масляная система для смазки подшипников всех опор двигателя, двигателя и коробки передач с одновременным отводом тепла от этих элементов.

Вооружение

Вертолет оснащен мощной системой вооружения, способной поразить современный танк на дальности более 8 км.

Пушка

Конструкторы КБ Камова оснастили новый автомобиль стационарным одноствольным пулеметом, который использовался на наземных боевых машинах, разработанных Тульским машиностроительным заводом.

Орудие имеет калибр 30 мм и ленточное питание. Орудие оснащено двумя типами снарядов: Перфорационные и осколочные снаряды.

Пушка, которая отлично работала даже в сильной пыли, оказалась подходящей для вертолета, предназначенного для работы на малых высотах. Однако вес пушки значительно увеличивал вес вертолета, поэтому необходимо было найти подходящее место для установки пушки. Поэтому пушка была размещена в самой прочной и жесткой части фюзеляжа, в нижней части, в центре масс. Орудие поражает цели на дальности 4 000 метров, не позволяя им приблизиться к опасной зоне противовоздушной обороны противника.

Во внутренних пилонах крыла может быть размещен специальный контейнер со встроенной спаренной пушкой ГШ-23.

Управляемые ракеты

Основное вооружение вертолета состоит из управляемых ракет, заимствованных из наземных систем вооружения. Ракеты «Вихрь», продукт Тульского конструкторского бюро приборостроения, были установлены на специально построенных мобильных конструкциях, два комплекта по шесть штук.

КА-50 вооружение

Ракеты предназначены для поражения целей в направлении лазерного луча без коррекции высоты с расстояния 8 км. Ракеты предназначены для поражения бронированных и тяжелобронированных целей.

Вертолет был дополнительно оснащен тактической ракетой X-25ML с лазерным наведением.

Неуправляемые ракеты и бомбы

Летающая «Акула» оснащена неуправляемыми ракетами, четырьмя блоками из двадцати ракет С-8 калибра 80 мм и двумя блоками ракет С-5 калибра 122 мм. Самолет также может нести фугасные бомбы, устройства для сброса бомб и зажигательные баки.

Особенности аэродинамики вертолёта

Разработанная в КБ «Камов» модель вертолета обладает уникальными аэродинамическими характеристиками, обусловленными оригинальной конструкцией каждой единицы:

  • увеличенная скорость до 390 км/ч,
  • способность двигаться вбок и назад в горизонтальной плоскости со скоростью около 80 км/ч,
  • Высота полета в статическом режиме составляет 4 000 метров,
  • Динамический режим — 5 500 м,
  • Скорость взлета составляет 20 м/с,
  • Полное переоборудование вертолета позволило увеличить производительность пусковой установки на 20%,
  • Черная акула» более маневренна и легче маневрирует благодаря коаксиальной конструкции основных роторов,
  • В полете коаксиальная система обеспечивает большую устойчивость самолета и предотвращает вибрации на высоких скоростях,
  • Сохранение симметрии в коаксиальной конструкции позволяет машине приземляться и подниматься в очень узких местах независимо от силы ветра.

Силовая передача хлопающей машины состоит из главного редуктора и двух промежуточных редукторов. Эта система обеспечивает передачу мощности от силового агрегата с регулируемой скоростью.

Модификации

Было выпущено несколько модифицированных моделей вертолета Ка-50, различающихся по своему назначению:

  • Ка-50Ш — ночная штурмовая модель,
  • Ка-50Н — модель ночного нападения, которая была значительно модифицирована, внешне несколько отличается от оригинального вертолета, имеет инфракрасный прицел «Самшит-50Т» под «носом» фюзеляжа,
  • Ка-50-2 «Эрдоган» — 2-местный вертолет, построенный по стандартам НАТО, с вооружением и электронной «начинкой» израильского производства; — 2-местный ударно-разведывательный вертолет.

ка 50

Технические характеристики

Вертолет Ка-50 «Черная акула» имеет следующие тактико-технические параметры:

  • Длина вертолета — 13,5 м,
  • высота — 4,9 м,
  • ширина — 7,3 м,
  • Диаметр пропеллера — 14,5 м,
  • Масса вертолета без полезной нагрузки — 7 690 кг,
  • Масса с полезной нагрузкой — 10 000 кг,
  • оптимальный взлетный вес — 9 800 кг,
  • максимальный взлетный вес — 10800 кг,
  • оптимальный вес расходных материалов для боя — 610 кг

ка 50

  • Предельный вес, который может быть использован в бою — 1800 кг,
  • максимальная скорость полета — 390 км/ч,
  • крейсерская скорость — 270 км/ч,
  • Предельная высота в статическом режиме — 4000 м, в динамическом режиме — 5000 м,
  • горизонтальная скорость поперечного и обратного хода до 80 км/ч,
  • взлетная скорость 20 м/с,
  • Дальность полета при оптимальном взлетном весе — 460 км,
  • расстояние полета — 1160 км,
  • Предельная нагрузка во время работы — 3,5 единицы.

ка 50

Где используется

Вертолет Ка-50 «Черная акула» предназначен для выполнения боевых и разведывательных задач. Прибыв на место, пилот, не покидая кабины, получает подробную информацию о своей позиции и дислокации противника с помощью высокотехнологичного оборудования. Оружие также наводится на цель с помощью устройств, позволяющих отклоняться на расстояние до нескольких метров. После атаки Ка-50 немедленно покидает район, чтобы избежать контратаки со стороны ПВО.

Боевая группа Ка-50 была сформирована в ноябре 1999 года для отработки боевого применения вертолета и его навигационной системы. С конца декабря 2000 года по середину февраля 2001 года боевая группа, в состав которой входили два вертолета Ка-50, принимала участие в операции в Чечне.

ка 50

Для ведения воздушного боя в дополнение к встроенной «тридцатке» могут быть установлены 4 пушечные установки со спаренными 23-мм пушками ГС-23-2 или 2 установки и 2 ракеты комплекса «Игла-Б».

Применение в бою

Ка-50 можно по праву назвать универсальным солдатом благодаря системе целеуказания и ракетам типа «Вихрь». Вертолет способен поражать как наземную технику, так и воздушные цели, поскольку оснащен неконтактным взрывателем с дальностью действия до 10 км. Это ATGM с самой большой дальностью стрельбы в игре. Его основными средствами защиты являются скрытность и маневренность, а в экстренных ситуациях LRT могут помочь в борьбе с инфракрасными ракетами SOS.

Кооперативные сражения

В кооперативных сражениях вертолет может решить исход битвы с самого начала. Сочлененные противотанковые ракеты большой дальности могут уничтожить большую часть вражеской команды. Наш главный противник и самая опасная цель — это американские ADATS и немецкие FlaRakRad. Их ракеты, как и наши, могут поразить нас на расстоянии до 10 км. Высота не должна превышать 25 метров, так как на такой высоте радиозащитные экраны зенитных ракет не срабатывают. Благодаря своей динамике и управляемости вертолет может легко летать на очень низкой высоте и собирать листья с верхушек деревьев. Ка-50 может нести 2 ракеты класса «воздух-воздух», но они могут быть использованы только против самолетов противника. Для сбивания вражеских вертолетов отлично подходят «Торнадо». Самое главное — не подпускать вертолеты вражеской команды на расстояние выстрела. «Вихри» также могут быть использованы против истребителей, но такие пуски имеют мало шансов на успех. Из-за сверхзвуковой скорости у противотанковых управляемых ракет может не хватить времени, чтобы зацепиться за самолет. Более реалистично сбить истребитель на своем пути или уклониться от атаки и преследовать ракету в надежде, что ее фрагменты попадут в цель. Для защиты от таких врагов лучше всего подходят орлы.

Если у противника нет ЗРК, а у вас нет управляемых ракет, вы можете «пощекотать» врага с помощью НУРС и автоматической пушки, предварительно зарядив ее лентой для наземных целей. Он легко проникает в резервуары крыши и МТО.

Боевой вертолет

В бою вертолет проявляет себя как отличный истребитель. Вашим главным соперником и противником будут те же «Акулы». Основная тактика игры с этим вертолетом заключается в том, чтобы сбивать «торнадо» с предельных расстояний и не давать противнику приблизиться к зоне запуска. Для ближнего боя можно использовать пулемет с взрывной лентой, орудийные стволы с 4 23-мм пушками или две ракеты «Игла». Однако здесь 12 «Торнадо» вместо двух, и они отлично справляются с вражескими вертолетами.

Достоинства и недостатки

Ка-50, безусловно, один из самых красивых и смертоносных вертолетов в игре, способный бороться как с наземной, так и с воздушной техникой.

Преимущества:

  • Мощный 30-мм пулемет с набором лент для поражения всех типов целей,
  • Ракеты Vortex дальнего действия общего назначения с радиовзрывателями,
  • огромный выбор креплений для любого типа боевых задач,
  • отличная динамика, скороподъемность и управляемость на всех высотах и скоростях,
  • Наличие STR и LTC,
  • увеличение очков исследования и серебряных львов,
  • Наличие ракет «воздух-воздух»,
  • Нет тепловизионного изображения,
  • Отсутствие подвижной башни (орудие установлено на правой стороне машины),
  • Плохая видимость из кабины пилота (связано с SB),
  • Средняя точность оружия на дальних дистанциях (более 1 км).

Историческая справка

Одной из основных причин появления Ка-50 стала информация о том, что в США начинается разработка ударного вертолета AH-64. В декабре 1976 года конструкторские бюро М.Л. Миля и Н.И. Камова получили заказ от правительства страны на разработку нового винтокрылого аппарата, основной задачей которого было бы уничтожение бронетанковых сил противника.

Работой руководил начальник конструкторского бюро, главный конструктор (впоследствии генеральный конструктор) Сергей Михеев. При определении внешнего вида нового двигателя рассматривались различные варианты расположения воздушных винтов, но выбор пал на соосную систему, которую конструкторское бюро считало «защищенной» и которая имела ряд существенных преимуществ перед традиционной одновинтовой системой. Проект нового вертолета получил предварительное обозначение В-80. Новый летательный аппарат должен был быть одноместным, в отличие от уже имеющегося Ми-24 и будущего Ми-28, что значительно уменьшало массу летательного аппарата. Это позволило установить в вертолете большое количество электронных устройств, которые в то время были довольно громоздкими и тяжелыми. Система вооружения В-80 состояла из противотанковой системы «Вихрь», разработанной Тульским конструкторским бюро приборостроения, и автоматической пушки 2А42, которая была относительно тяжелой, но более мощной, чем обычные авиационные пушки. Он был разработан Тульским КБ приборостроения под руководством В.П.Грязева для боевых машин пехоты. Перед конструкторами стояла задача установить пушку на вертолет таким образом, чтобы сохранить преимущество высокой точности и компенсировать основной недостаток — более тяжелый вес по сравнению с авиационными пушками. Было решено разместить его в центре тяжести по правому борту, в самом прочном и жестком месте фюзеляжа — между держателями редуктора, что впоследствии самым благоприятным образом сказалось на точности стрельбы. Устранение турели позволило значительно снизить вес орудийной системы, ограничив при этом угол отклонения азимутом вертолета. Это компенсируется способностью вращаться со скоростью, не меньшей, чем скорость вращения существующих орудийных силовых установок. Это создало возможность импровизированного наведения пушки по азимуту корпуса вертолета и ее точного позиционирования с помощью гидравлической тяги. Помимо противотанковых управляемых ракет и пушки, вертолет должен был нести и другие системы вооружения по желанию заказчика. Таким образом, в арсенале В-80 появились ракетные установки, пушечные установки УПК-23-250, бомбы, малые контейнеры полезной нагрузки (КМГУ) и, в перспективе, управляемые ракеты «воздух-земля» и «воздух-воздух».

Одноместное сиденье», а также соосная система стали красными флажками для противников проекта «Камов». С.В. Михеев как-то сказал многочисленным оппонентам: — «Не надо доказывать, что один летчик работает лучше, чем два, не надо доказывать недоказуемое. Но если один пилот на нашем вертолете может сделать то, что должны сделать два пилота на конкурирующем вертолете, то это уже победа. Моделирование на испытательном стенде и дальнейшие испытания показали, что идея одноместного боевого вертолета вполне осуществима.

Первый полет нового вертолета состоялся 17 июня 1982 года, но это был даже не прототип — на самолете были установлены «странные» двигатели и отсутствовало значительное количество оборудования. Для сохранения секретности все последующие испытательные полеты проводились с вертолетом, окрашенным таким образом, чтобы его можно было принять за «гражданскую» машину. Эти меры частично увенчались успехом: до начала 1990-х годов на Запад доходила лишь разрозненная информация о новом советском вертолете. В НАТО он первоначально назывался Ка-34 и долгое время предназначался для воздушного боя.

Он отличался легкой управляемостью в горной местности, высокой маневренностью и живучестью. Вертолет Ка-50 «Черная акула» получил ранение в руку.

Вертолет Ка-50 «Черная акула»

К 2011 году экономическая ситуация в России была обнадеживающей. Последствия кризиса 2008 года, вызванного крахом пирамид в США и общим снижением спроса на энергоносители, в целом были преодолены. Цены на нефть и газ неуклонно растут. Наша страна смогла перевооружиться в спокойных условиях. События в Киеве были еще далеко.

Армия, уставшая от «бесконечной конкуренции», решила купить Ка-52 и Ми-28Н. 3 сентября 2011 г. главнокомандующий ВВС подписал приказ об эксплуатации боевых вертолетов Ка-52. В соответствии с ним предстояло провести первоначальную разработку самолета, оценить его летные, тактические, боевые, эксплуатационные, технические и эргономические характеристики в реальных условиях эксплуатации в частях, разработать руководство по ведению тактических боевых действий с учетом возможностей навигационной системы целеуказания и поиска.

Традиционно основной базой для проведения опытных работ был назначен Торжок, куда прибыло 4 серийных автомобиля. Летчики и инженеры центра провели большую работу во время тестового развертывания, разрабатывая тактику боевого применения нового оборудования. К сожалению, здесь произошло первое крушение аллигатора.

Вечером 12 марта 2012 года подполковник Д.В. Рукушин и штурман М.И. Федоров выполняли тренировочный полет в условиях плохой видимости. Уже в густых сумерках локомотив попал в сильную метель, пронесшуюся над Тверской областью. В 21:04 связь с машиной прервалась. Поиски, организованные Обсерваторией, долгое время оставались безуспешными. Останки Ка-52 были окончательно найдены только в 7.30 утра. В 8.45 утра спасательные службы были на месте происшествия. Но, к сожалению, экипаж погиб до этого.

Версий крушения было много, самая распространенная в Центре боевого применения заключалась в том, что экипаж не был должным образом подготовлен к управлению вертолетом Ка-52 по приборам. Дмитрий Ракушин провел всю свою карьеру в качестве пилота Ми-24, воюя с ним, в частности, в Чечне. Только став командиром третьей эскадрильи, вооруженной Ка-27, «Черная акула» и «Аллигатор», он перешел к конструкции соосного ротора. Пилот начал управлять вертолетом сравнительно недавно и имеет солидные знания о полетах на одновинтовых вертолетах. По мнению экспертов центра, Дмитрий начал вести себя в Ми-24 как в стрессовом состоянии, вероятно, искал приборы, к которым привык за годы полетов на «Крокодиле». Но на Ми-24, чем круче отрицательный угол тангажа, тем выше скорость (и наоборот). Ка-50/52 имеет нелинейную зависимость. В результате вертолет сначала «перешел» в набор высоты, при этом скорость упала до нуля, а затем перешел в пикирование с развитием крена, после чего ударился о землю.

Вероятно, пилот потерял ориентацию в пространстве, пытаясь найти взлетно-посадочную полосу в снежном наносе. Штурман, находившийся рядом, не смог помочь из-за своего молодого возраста и отсутствия опыта. Перед столкновением он просто крикнул: «Командир, ВЫСОКАЯ АЛИТУДА. » и на этом все закончилось.

«Аллигаторы постепенно привыкают к аппаратам.

575-я авиабаза ВВС в селе Черниговка в Приморье взяла на себя ведущую роль в освоении Ка-52. Решающим фактором в выборе стала близость установки к производителю, что позволило немедленно реагировать на неизбежные проблемы. В июне 2011 года первые восемь серийных «Аллигаторов» были доставлены в Черниговку. К середине 2015 года на другой базе, 573-й базе в Хабаровске, было 12 Ка-52.

Он отличался легкой управляемостью в горной местности, высокой маневренностью и живучестью. Вертолет Ка-50 «Черная акула» получил ранение в руку.

Боевое применение

С 28 декабря 2000 года по 14 февраля 2001 года две «Черные акулы» принимали участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики. Вертолеты совершили 49 вылетов, часто в плохих погодных условиях, в ходе которых было проведено более 100 стрельб (израсходовано 920 ракет и 1600 боеприпасов). В целом, применение «Акулы» в бою было признано успешным: Вертолет оказался лучше Ми-24 по навигации, эффективности и маневренности, а хорошее бронирование кабины, наличие системы катапультирования и системы автоматического полета позволили пилоту меньше нервничать и сосредоточиться на выполнении боевой задачи.

«Акула» и «Апач»

Опыт современной войны учит нас, что авиация чаще всего используется там, где нет ни специальных самолетов и вертолетов, ни серьезной системы ПВО. Поэтому трудно представить себе ситуацию, в которой «Акула» и «Апач» могли бы «столкнуться». Более того, современные ударные вертолеты предназначены в первую очередь для атаки наземных, а не воздушных целей: Была идея оснастить Ка-50 ракетами «воздух-воздух» для поражения самолетов противника, но эта идея была отвергнута.

Применение AH-64 и Ка-50 в бою происходило в разных условиях, поэтому сравнить эффективность этих машин невозможно. Если говорить о характеристиках, то сравнивать одноместный Ка-50 с двухместным Apache не совсем корректно. Однако двухместная модификация Ка-52 «Аллигатор» ни в чем не уступает американскому вертолету. Более того, бывший командующий ВВС Владимир Михайлов в 2004 году заявил, что «Аллигатор» значительно опережает своих западных конкурентов по критерию «эффективность-стоимость».

Слава и снятие с производства

В 1993 году вышел фильм «Черная акула», главным героем которого был настоящий боевой вертолет, который впоследствии участвовал в боевых вылетах в Чечне. Действие фильма происходит в Афганистане, хотя Ка-50 не использовался в боевых действиях в этой стране.

Большая популярность фильма была обусловлена тем, что в нем впервые была показана самая современная военная техника, которая была секретной в СССР, и тем, что одну из ролей в нем сыграл профессиональный военный, герой Советского Союза, генерал-майор Валерий Востротин. Вскоре после выхода фильма Ка-50 стал самым популярным российским военным вертолетом. Однако это не остановило производство Black Shark в 2009 году. Причиной стала критика одноместной конструкции и разработка двухместной модификации вертолета Ка-52.

В настоящее время на вооружении ВВС России состоят 11 вертолетов Ка-50. Всего было построено 15 машин.

Оцените статью
club-cs.ru