С появлением первых автомобилей идея их использования в военных операциях стала очевидной для всех. Таким образом, перед Первой мировой войной почти все бронеавтомобили держав имели свои собственные парки, и даже использовались настоящие бронепоезда.
Как устроен основной боевой танк
Прошло чуть больше века с тех пор, как танки начали широко использоваться в вооруженных конфликтах. А в 2017 году отмечается столетие Renault FT-17, прототипа всех современных танков. Сегодня мы рассмотрим, как устроены современные танки и что скрывается под их мощной броней.
Танки являются главной опорой в наземных атакующих операциях. Трудно представить современную армию без танковых подразделений. Эти бронированные машины впервые появились в армиях европейских стран в Первой мировой войне. Армия и инженеры еще не до конца представляли себе, как должны выглядеть эти «сухопутные крейсера». Один из первых британских строителей водохранилищ когда-то считался «хозяином морей». Поэтому британские танки того времени отличались спонсонами, позаимствованными с военных кораблей и расположенными в форме ромба, что позволяло им двигаться без изгиба внутри танка. Такие танки напоминали кабину капитана военного корабля. Однако в 1917 году французская армия приняла на вооружение один из самых успешных танков Первой мировой войны — Renault FT-17. Это был первый танк с классической компоновкой и первый с вращающейся башней.
Renault FT-17 был принят на вооружение во многих странах. Его производство было налажено не только во Франции. В Италии танк выпускался под названием FIAT 3000, а за рубежом, в США — под названием M1917 (Ford Two Man). Он также был скопирован и произведен в Советском Союзе. Он был известен как «реноме русского», «танк М», «танк КС» и даже «борец за свободу товарища Ленина». Это был первый советский танк в России и первый танк, запущенный в серийное производство. Сильно отличаясь от своих современников, он определил, как будет выглядеть танк в ближайшие 100 лет.
Компоновка
Прежде чем проектировать новый танк, необходимо было определить его планировку. Это означает определение взаимного расположения основных конструктивных элементов танка и, прежде всего, двигателя, трансмиссии и мест для экипажа. Это связано с тем, что он зависит от регулярных и технических данных о боевой машине Его внешний вид. Современные танки бывают трех основных типов.
Устройства, в которых двигатель и коробка передач установлены сзади, считаются классическими. Легендарный Т-34 и вышеупомянутый Renault FT-17 были основаны на этой схеме.
В третьем варианте двигатель и коробка передач расположены в передней части корпуса, а камера — в задней. Для этого типа танков характерно наличие башни, которая перемещается назад. Типичным примером является MBT Merkava израильской армии. Нестандартная компоновка объясняется тем, что при разработке танка израильтяне отдавали приоритет защите экипажа. Размещение экипажа за моторным отсеком должно, по мнению военных и инженеров, обеспечить дополнительную защиту экипажа. Однако это спорный вопрос. Кроме того, израильские военные «танки» (название переделано под танки) имеют отсеки для эвакуации солдат и раненых. Кроме того, если один танк обездвижен попаданием снаряда в носовую часть, другой танк может перевозить экипаж. В любом случае, все компоновочные решения имеют свои плюсы и минусы.
Башня
Трудно представить себе танк без башни. Они есть у всех современных танков MBT. Единственным исключением, пожалуй, является шведский Strv 103. Это один из самых массовых и известных представителей безбашенного танка, практически не встречающийся сегодня. Хотя некоторые исследователи относят его к категории танков. Однако сто лет назад существование башни танка не казалось очевидным. Первые танки не имели башен в современном понимании. Первоначально вооружение танка (артиллерия и пулеметы) было установлено на боковых спонсонах. Таков, например, Mark I, первый танк, использованный в битве на Сомме 15 сентября 1916 года. Mark I стал родоначальником семейства британских танков Rombus.
Со временем танковое вооружение перешло от спонсонов к башням. Именно этот факт определяет их современный вид. Турели могут стрелять в любом направлении. Для ведения огня нет необходимости поворачивать корпус танка. Башни также можно поворачивать на 360° для наблюдения во всех направлениях. Как правило, половина экипажа танка также находится в башне. Командир и заряжающий, который также может быть наводчиком, находятся в башне. Так устроены башни Т-34. Экипаж танка может вручную заряжать и ремонтировать пушку, так как затворы находятся внутри. В башне может разместиться автоматический погрузчик, что позволяет сократить экипаж на одного человека. Часть боеприпасов также находится в турели. В башне размещены основное орудие танка, пушка и соосный пулемет.
Шведский Strv 103 был создан не только для того, чтобы поразить мир. Обычные башни являются идеальными целями из-за своих размеров и массы, и успешное попадание гарантированно уничтожает танк и, в большинстве случаев, его экипаж. Идея танков без башен кажется малоперспективной. С другой стороны, танки с беспилотными башнями — очень перспективная идея, предназначенная для размещения только брони, радара и защитного оборудования танка. Первой массовой реализацией этой идеи стал Т-14, новейший российский боевой танк, созданный на базе многоцелевой гусеничной платформы «Армата». С его появлением размещение экипажа перестало быть одной из основных функций башни. Танк был оснащен беспилотной башней, это устройство считалось артиллерийской установкой.
В Российской империи не было массового производства танков. Имелись только прототипы без реальной боеспособности, и даже бронемашины были установлены на рамы иностранных автомобилей. Накануне революции власти планировали закупить танки в Европе, но эти планы так и не осуществились.
Этапы развития танкостроения
Сначала использовались локомотивы. Сначала для перевозки войск, позже на железнодорожных платформах установили артиллерию, а для защиты — бронированные щиты. Именно таким образом был построен первый бронепоезд для использования американцами в 1862 году во время Гражданской войны в Северной Америке. Использование бронепоездов имело свои ограничения и требовало наличия железной дороги. Армия начала думать о том, чтобы объединить высокую огневую мощь и мобильность в одном транспортном средстве.
Следующим шагом стало оснащение обычных пассажирских автомобилей пулеметами или легкими пушками. Их нужно было использовать для прорыва обороны противника и обеспечения живой силой.
Основной проблемой в истории производства танков до Первой мировой войны было отсутствие стимулов и непонимание возможности использования бронированных машин. Леонардо да Винчи писал об основах применения экранированных трупов еще в 15 веке.. Фактически, никто не получил «дорогое железо», как назвал оригинальные боевые танки британский министр.
Причины создания первого танка и его предназначение
Боевые танки получили настоящее признание во время Первой мировой войны.
Первая мировая война была войной войн, характеризовалась сильной линией обороны, состоящей из нескольких легионов с пулеметами и строительными сооружениями. Для разборки была использована артиллерия, но из-за малого размаха огня были подавлены огневые точки первой линии и очень условные огневые точки. При захвате первой линии захватчики неизбежно сталкивались со следующей линией. Пока атакующие задействовали артиллерию, защитники мобилизовали резервы, отвоевали занятую линию и начали наступление. Такие неэффективные действия могут продолжаться долгое время. Например. В феврале 1916 года более 1000 артиллерийских орудий были задействованы в битве при Вердене, которую немцы готовили около двух месяцев. За десять месяцев противостояния было израсходовано более 14 миллионов ракет, а число погибших с обеих сторон превысило миллион человек. При всем этом немцы углубились во французскую оборону на -3 км.
Армия четко осознавала необходимость в машинах, способных проникать через линии обороны противника и полностью подавлять огневые точки или, по крайней мере, доставлять артиллерию на следующий рубеж.
По очевидным причинам экранированные поезда не могли использоваться, а бронированные машины вскоре показали свои недостатки — слабые щиты и неэффективное оружие. Усиленные щиты и вооружение значительно увеличивали вес машины и, в сочетании с колесами и слабым двигателем, сводили способность бронемашины к нулю. Использование гусеничных краулеров помогло несколько улучшить ситуацию. Гусеничные цилиндры обеспечивали равномерное давление на грунт благодаря отличной затопляемости и превосходной способности проходить через мягкую почву.
Чтобы увеличить огневую мощь и возможности затопления, инженеры начали экспериментировать с размерами и весом новых боевых машин. Они попытались объединить рельсы и колеса. Некоторые проекты были весьма неоднозначными. Например. В России конструктор Лебеденко, а независимо от него в Великобритании майор Хетерингтон спроектировал танк с тремя огромными колесами для большей оторванности от земли. Идея обоих конструкторов заключалась в том, чтобы переправить автомобиль через канаву. Для этого Лебенденко предложил колесницу с колесами диаметром 9 триллионов метров, а Хетерингтон — колесницу с диаметром 12 триллионов. Лембенденко построил оригинал, но во время испытаний… Он остановился на первой яме.
Из-за несовершенства появившихся бронемашин разногласия о необходимости их разработки и примирения между армиями продолжались до 15 сентября 1916 года. Это был решающий день в истории танкостроения и военного дела в целом. В битве на Сомме британская армия впервые применила новые танки. Из 42 имеющихся 32 приняли участие в сражении. В ходе боя 17 танков по разным причинам вышли из строя, но оставшиеся танки помогли пехоте продвинуться на глубину до 5 км по всему фронту наступления, при этом потери личного состава составили одну двадцатую от ожидаемых. Для сравнения можно вспомнить битву при Вервене.
Первый в мире танк Mark I
Это был Mark I, названный в честь одного из его конструкторов, «Большого Вилли», родоначальника всех танков, известного также как «Мать». Танк представлял собой огромный ромбовидный ящик с гусеницами вокруг него. Пулемет или пушка, в зависимости от модификации, размещались на спонсонах для стрельбы в борт танка. Экипаж танка состоял из восьми человек, танк весил 27-28 тонн и развивал скорость 4,5 км/ч (2 км/ч над землей).
Такие танки были несовершенны во всех отношениях и положили начало массовому строительству танков во всем мире, никто не сомневался в необходимости таких боевых машин. Позже А.П. Лотмистров писал, что британская армия не смогла превратить обычный успех в оперативный просто из-за малого количества танков.
Термин «танк» переводится с английского как «бак» или «летучая мышь». Так называют боевые машины, когда их передают на передовую. В целях конспирации танки перевозились под названием «Санкт-Петербургские самоходные водяные танки». На железнодорожных платформах они выглядели как очень большие танки. Интересно, что в России до того, как английское слово «танк» стало популярным, его переводили и называли «лохань». Другие армии усовершенствовали название — немцы назвали его PzKpfw (боевая бронированная машина), французы Char de Comb (боевая машина), шведы Stridrvagn (боевая машина), а итальянцы — Carro d’Armato (вооруженная машина).
После Mark I танки всегда привлекали внимание, но тактика и стратегия их использования еще не были разработаны, а сами танки были довольно посредственными по своим возможностям. Однако за очень короткое время танки стали важным элементом поля боя. Легкие и тяжелые танки, многоликие неповоротливые гиганты и быстрые танки, плавающие танки и даже летающие танки.
Американский танк, представленный моделью M1 Stewart, созданной в 1941 году, стал известен только потому, что поставлялся в Советский Союз, Великобританию, Францию и Китай в рамках системы займов.
Новое оружие Первой мировой
Получив информацию об успехах нового оружия, британское правительство активизировало работы по созданию и строительству танков.
Во время Первой мировой войны Великобритания произвела более 3 000 13 модифицированных танков.
Франция не отставала от своих союзников по Антанте. Самым успешным танком того времени стал оснащенный пулеметом танк Renault FT (после 1917 года — артиллерийский), весом 6 тонн, с экипажем из двух человек и скоростью 9,6 км/ч. Renault FT послужил прототипом для многих других танков и служил во французской армии до начала 1930-х годов.
Что касается других стран, которые впоследствии станут производителями танков (Россия, Германия и США), то их вклад в создание нового оружия во время Первой мировой войны ограничивался попытками модифицировать английские и французские модели, купленные или захваченные в боях.
Между двумя войнами
Хотя английские и французские танки долгое время оставались вне конкуренции, этот период не стал важной революцией для производителей и конструкторов бронетехники. Другие страны (СССР, Германия, Италия, Чехословакия, Япония, Польша, США, Швеция и Япония) постепенно включились в процесс создания новых типов бронетехники.
Однако производство танков не росло быстрыми темпами. Даже краткий анализ работы дизайнеров и производителей показывает, что
- Разработка и производство более дешевых и легких танков и бронетехники, с экипажами из 1-2 человек
- в отношении танков разработки легких гибких узнаваемых танков с улучшенной броней и защитой.
- Явной тенденцией стало развитие плавающего термина ID.
- Разработка моделей колес и гусениц была необходима в связи с необходимостью перемещения транспортных средств из одного района в другой. Однако вскоре на смену этим сложным системам были разработаны более надежные гусеничные системы.
Нетрудно заметить, что основной тенденцией в развитии бронетанковой техники в 20-х и начале 30-х годов была разработка более легких, дешевых и простых машин.
На это повлиял послевоенный экономический кризис и недоверие к танкам со стороны определенных слоев населения к властным структурам, включая армию.
Великобритания
Во время работы компаний, производивших танки в Великобритании, в военном секторе возникла дискуссия между сторонниками командных танков (быстрых, легких, гибких, но не легко уязвимых и не легко вооруженных. (Сильное оружие, но не гибкое).
Победил первый, но ошибочный выбор, и в результате к началу Второй мировой войны на вооружении британской армии были в основном легкие крейсерские танки.
Не лучше обстояли дела и у другого производителя первых бронемашин. Англичане поставляли британской армии дешевые карденоидные танки в больших масштабах вместо высококачественных Vickers 6T Chariot (лицензия на их строительство), в то время как французы уже пытались улучшить свои известные Renault.
В результате Франция вступила во Вторую мировую войну с армией, укомплектованной в основном легкими танками и старыми «Рено».
Согласно испытаниям прототипа, необычный автомобиль показал лучшие возможности ускорения, более высокую скорость и удовлетворительную проходимость по сравнению с препятствиями. Благодаря широким гусеничным лентам танки не опускались на дно и могли преодолевать препятствия.
Танк Леонардо да Винчи и бронированный поезд на гусеницах
Идея мобильных укреплений пронеслась в умах первых воинов. Сначала это были колесницы, затем — знаменитые вагенбурги, которые сражались на слонах, а позже эффективно использовались в домашних войнах. Однако все эти повозки управлялись лошадьми или слонами, которые были очень уязвимы и непредсказуемы. Тем не менее, люди начали задумываться о самонесущих укреплениях, и даже знаменитый изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи не смог преодолеть эту проблему. Он сконструировал машину из дерева и стали, которая двигалась за счет толкающих мышц. Он был похож на шляпку гриба, усеянную пушками. Конечно, в силу технологий 15 века создать такую машину было невозможно, и конструкция осталась фантазией автора. Кстати, в 2009 году американские инженеры создали функциональный танк Леонардо да Винчи в рамках научно-популярного фильма.
Следующим этапом перед танком стал бронепоезд француза Эдуарда Булена, который в 1874 году предложил разместить несколько соединенных вагонов на общей линии, а не на рельсах, чтобы оснастить это чудовище пушками и экипажем в составе 200 человек. План был отвергнут, но сам автор считал, что его изобретение изменит ход войны. Он сделал это позже, но не со своей военной машиной.
Что способствовало появлению танков в Первую мировую войну
Эволюция и перспективы танка
Всегда представляет большой интерес как для экспертов, так и для любителей.
100 лет назад
Впервые танки появились 100 лет назад во время Первой мировой войны. Они уверенно занимают свое место во многих армейских структурах по всему миру и продолжают оставаться главной наступательной силой армии. Тем временем танки превратились из громоздких, медленно движущихся чудовищ в очень гибкое, оборонительное и эффективное оружие на поле боя. Несколько поколений танков пришли и ушли. Они приобрели конкретную форму и назначение в военной технике. Сегодня танки — это бронированные гусеничные машины с вращающимися башнями, оснащенные пушками и пулеметами. Существует также упрощенная версия танка. Это самоходные артиллерийские установки с невращающимися или частично вращающимися башнями.
Первые танки выглядели совершенно иначе и имели несколько иные задачи. Поэтому интересно рассмотреть эволюцию танка с точки зрения развития машины, технических решений, принятых в процессе усовершенствования, тупиковых и перспективных направлений развития. Также интересно рассмотреть историю мотивов, которые привели к созданию танка, задачи, поставленные перед танком, и то, как танк менялся в процессе эволюции.
Бронированные монстры
Танки появились как оружие во время Первой мировой войны. Развитие ружей и артиллерии, обладающих высокой разрушительной силой против вражеского личного состава, способствовало этому процессу в конце 19 века. Идея защиты воинов на поле боя возникла очень давно, и рыцарские доспехи являются тому подтверждением. Никакие доспехи не могли спасти воинов от огнестрельного оружия. Вместо индивидуальной защиты они стали искать защиты группы, которая могла бы маневрировать на поле боя.
Технологический прогресс создал условия для решения этой проблемы. С созданием локомотивов и двигателей стали появляться подобные изделия. Один из первых проектов бронепоезда на гусеничном ходу был предложен французом Буйенном в 1874 году. Он предложил оснастить это чудовище оружием и несколькими вагонами, соединенными общей линией вместо рельсов, чтобы снарядить экипаж из 200 человек. Из-за сомнительной реализации план был отклонен. Было много подобных сомнительных проектов.
В начале 20 века они использовались в качестве баз для бронепоездов, которые могли перевозить личный состав со стрелковым оружием и артиллерией на поле боя.
Однако у этого вида оружия был существенный недостаток. Бронепоезда могли передвигаться только по железной дороге и имели ограниченную гибкость. Противник всегда мог найти способ нейтрализовать эту угрозу, а в отсутствие железных дорог не было опасности появления грозных бронепоездов.
Обучение персонала и план Хетерингтона
В разгар Первой мировой войны проблема защиты человеческих ресурсов стала особенно острой и приобрела характер «окопной войны» (trench warfare, километры окопов и колючей проволоки). Живая сила противника несла огромные потери и нуждалась в средствах защиты солдат, атакующих хорошо подготовленную оборону противника. Армия нуждалась в гибких средствах обеспечения личного состава и вооружения на поле боя для защиты и уничтожения вражеской обороны. Идея таких автомобилей начала реализовываться в конкретных проектах. Майор британской армии Хетерингтон предложил проект 14-метрового, 1000-тонного технического монстра на гигантских колесах, вооруженного корабельными пушками. Однако из-за технических трудностей и уязвимости на поле боя от проекта отказались.
Амбициозные проекты СССР
Вскоре после этого, между 1915 и 1916 годами, изобретатель Менделеев сконструировал сверхтяжелый танк с поворотной башней, пневматической подвеской и возможностью передвижения по железнодорожным путям. Он имел экипаж из восьми человек, был защищен противоракетной броней до 150 мм, 120-мм пулеметом, пулеметом и развивал максимальную скорость 24 км/ч.
Некоторые известные советские ученые, такие как Лебеденко, Жуковский и Стечкин, создали необычный колесный танк, который, честно говоря, был не один. Если быть точным, его следует называть колесной боевой машиной. Его огромные размеры должны были обеспечить хорошую мобильность по всей территории благодаря девятиметровым ведущим колесам — меньшая деревянная модель заводской сборки, представленная царю Николаю II 21 января, лучше преодолевала препятствия в виде ковров. Книга. 9 сентября 1915 года танк был полностью собран, испытан, и дерево тихонько затрещало. Однако из-за маленькой ручки сзади машина постоянно застревала в мягком грунте и в итоге оставалась там, так как ее невозможно было вытащить. Помимо способности к навигации, перед членами комиссии открылся еще один серьезный недостаток его необычной конструкции — его огромные размеры делали его отличной мишенью, а его колеса легко разрушались минами и осколками. Танк хранился около двух лет, затем был заброшен из-за революции и только в 1923 году был отозван на металлолом.