Как и предыдущие тайтлы Call of Duty, свежая игра сначала кажется очень голодной до памяти, но результаты производительности более слабых карт показывают, что выделения памяти происходят упреждающе. Философия здесь, похоже, заключается в том, чтобы «заполнить VRAM как можно больше, возможно, понадобятся данные позже».
Это вам не «Калибр» — здесь русские злодеи. Поиграли в Call of Duty: Modern Warfare
Серии Call of Duty часто сравнивают с Battlefield. Точнее, противопоставляют их, доказывая превосходство одной над другой (полярность может меняться в зависимости от лагеря, которому принадлежит геймер). Очень хочется примкнуть к какой-нибудь из сторон и гнуть свою линию. Объективно же у той и другой есть положительные и отрицательные стороны. От перезапуска подсерии Modern Warfare ждали много — ведь это почти классика современных шутеров с точки зрения всего: драмы, сеттинга, геймплея и чего угодно еще.
Далее возможны спойлеры, однако без них «дорога смерти» окажется не такой уж страшной.
Сюжет
Незадолго до выхода Call of Duty: Modern Warfare получила возрастной рейтинг 17+ с упоминанием насилия в отношении детей (это плюс к жестким допросам, наличию крови и возможной смерти гражданских). Тогда стало очевидно, что разработчики готовятся выкатить что-то по-настоящему взрослое.
Поклонники Modern Warfare жаждали увидеть продолжение истории либо новый взгляд на нее. До этого из уст разработчиков несколько раз звучало: это не ремейк и не продолжение, а полноценный перезапуск. Это развязывает руки и позволяет учесть в игре новые веяния на геополитической арене. И гендерно-социальной. Плохо это или нет, судить не станем, субъективно же то и дело возникает диссонанс реальности и вымысла.
Сюжет новой игры Call of Duty строится вокруг серьезного конфликта, в который втянуты придуманные и существующие страны. Правда, как и в случае с последней Battlefield, выдумка действует избирательно: намеков нет, все чрезвычайно очевидно. Только Урзыкстан выпадает — страдающее от агрессии государство да города с ненастоящими названиями.
«Плохой» стороной выступает террористическая организация Аль-Катала, однако этот враг не так уж и очевиден — витает как образ. В реальности же «плохишом» сделали постсоветскую Россию (или Кастовию в адаптированной версии) — на это указывают имена, названия городов и ведомств, форма, наконец, нашивки и разговоры героев.
Генералу Роману Баркову (очевидный злодей) и его армии противостоят спецслужбы США и Великобритании плюс некоторое количество союзников. Есть также «хорошие русские» — из одиночной кампании запомнился персонаж с тяжелой золотой цепью на шее. Из них формируют команду главных героев с необходимым расовым разнообразием.
Но наибольшие претензии аудитории вызвало то, как вольно разработчики обращались с историческими фактами (в свое время создатели Battlefield V наступали на те же грабли). В частности, по сюжету упоминается «дорога смерти», атакованная в MW «российскими» войсками. На самом деле атаку предпринимали США и их союзники — во время войны в Персидском заливе.
«Мы рассказываем выдуманную историю», — в ответ на обвинения сказали в Infinity Ward. Это чистой воды лукавство, комментировать которое нет смысла. В то же время большинство геймеров вряд ли обратит внимание на эту несостыковку.
Очередная итерация Call of Duty наделала шуму еще до релиза. Хоть нас и убеждали, что Modern Warfare покажет войну с разных сторон, без однозначного деления на добро и зло, по всем промо-материалам складывалось обратное впечатление. Что же вышло в итоге у Infinity Ward, читайте в нашей рецензии
Браво-6, иду убивать
Сюжетная кампания удивляет в плохом смысле: как Infinity Ward пропустили в производство настолько слабый сценарий — настоящая загадка. На протяжении всей игры вы будто пристально следите за противостоянием двух художников: режиссёра-постановщика, который делает крепкую военную драму, и сценариста, который решил, что надо опять делать сказочную супергероику.
Исключительно с точки зрения геймплея к кампании не придраться — в этом плане Modern Warfare держится на уровне лучших частей франшизы. Снайперские дуэли с поправкой на дистанцию и ветер, оборона американского посольства в духе сериала «Родина», обезвреживание бомбы на груди у смертника — в общем, нестандартных ситуаций хоть отбавляй.
Отдельно хочется похвалить внимание разработчиков к небольшим деталям — например, к анимациям. Когда играешь за юную, ещё неопытную командиршу повстанцев Фарру, можно заметить, что она даже оружие держит по-другому: неумело его перезаряжает и вообще плохо контролирует отдачу. Подобным приятным мелочам с непривычки даже удивляешься. Ого, мол, неплохо постарались. Почаще бы так.
При допросе семьи Мясника можно обойтись без крови. А можно и выстрелить. Но только в террориста — навредить невинным гражданским не дадут
Задания с тактической зачисткой зданий под командованием капитана Прайса выполнены на ура: приходится действовать с хирургической точностью и следить за целями, среди которых есть и гражданские. Вы не знаете, потянется ли очередной напуганный человек за оружием, которое лежит поблизости. Дать жертве шанс и рискнуть или заранее пристрелить на всякий случай? Именно в такие моменты Infinity Ward и пытаются изобразить ту самую «серую мораль».
Правда, чаще всего игра сама подскажет, кого можно нейтрализовать, а кого — нет, и это ужасно портит заявленную разработчиками концепцию. По идее, вы сами должны решать, стыдно вам убивать невинных людей или нет, но студии не хватило смелости дать игрокам полный карт-бланш. А потому все разговоры о «новой войне» и «новом чувственном опыте» в итоге сводятся к табличке «вы попали в гражданского, так нельзя, возвращаемся на предыдущую точку сохранения».
Герои, которые по сюжету скрывают своё присутствие от местных властей, не стесняясь рассекают по улицам Петербурга на машинах с британскими номерами. Кажись, прорубили-таки окно в Европу
Но всё это меркнет на фоне сценария, от которого хочется рвать волосы у себя на голове. История условно делится на две параллельные линии: конфликт с террористами, укравшими (ну естественно) химическое оружие, и беспредел русских солдат в стране, ну совсем не похожей на Сирию. И если часть про террористов кое-где и впрямь интересна, то сюжет про russkies поднимают на смех даже иностранцы.
Сценарист будто сначала написал классический боевик про ближневосточных экстремистов, а потом подумал, что игре не хватает какого-то вселенского зла, и добавил русских. Вы ведь наверняка слышали нетленные анекдоты про поедание детей на завтрак и игрушки, прибитые к полу? Вот на них сюжет и похож. У злого генерала Баркова, антагониста Modern Warfare, нет ни нормальной мотивации, ни любых других человеческих черт. Почему его форма подозрительно похожа на советскую? Зачем после химической атаки на небольшой городок он согнал всех выживших женщин и детей в концентрационный лагерь? Ну, потому что злой.
Semper fi
К счастью, промахи одиночного режима неожиданно удачно компенсирует кооператив — он открывается сразу после титров, и, по сути, служит эпилогом с собственной историей, героями и геймплейными фишками.
Проходить его можно отрядом из четырёх человек, где у каждого пользователя собственный «оператор» (читай, персонаж) и уникальная способность: например, раздача товарищам брони или запас усиленных патронов. Кроме того, перед боем вы можете выбрать оборудование, на покупку которого уходят набранные в сражениях очки — это может быть как шестиствольная турель, так и вызов AC130 или вертолёта поддержки.
На первый взгляд сложно понять, как такие способности вообще влияют на игру. Собственно, некоторые действительно почти не влияют, зато остальные заставляют всерьёз пересмотреть тактику. Моментальное восстановление брони всем товарищам может вытащить отряд с того света
Не знаю, какая гениальная оса ужалила разработчиков, но играется кооператив просто замечательно. Пусть выбор заданий невелик (их всего четыре), зато все долгие и сложные, а главное — интересные. В одном вам придётся штурмовать аэропорт, а затем проникнуть на борт взлетающего самолёта, забрать ядерный заряд, быстро (за 20 секунд) выпрыгнуть из него и дождаться эвакуации. В другом отряду предстоит пометить ящики с важным грузом, а чтобы найти нужные, надо стоять у компьютера и буквально перебирать каждую папку с данными. И всё это под постоянным огнём, где каждая ошибка может стать последней.
Я давно не испытывал такого удовольствия от кооперативных режимов. Прикрываешь товарища из пулемёта, расстреливаешь последнюю обойму — и что есть мочи орёшь напарнику «НАШЁЛ?!», потому что обороняться уже нечем. Тот в ответ вопит «ДА СЕЙЧАС, ПОСЛЕДНЯЯ ПАПКА ОСТАЛАСЬ, ДАЙ БРОНИ!». А вокруг крики, треск автоматных очередей, вертолёты над головой… Красота.
Хотя без огрехов, конечно, не обошлось. Нельзя, например, закрыть отряд, чтобы к вам не присоединялись случайные люди; кто-то из игроков отмечает, что режим частенько вылетает. Но всё это скоро вылечится патчами — главное, что сама механика работает отлично. К слову, карта, отведённая под эти миссии, огромная: сразу заметен задел на будущую (или бывшую?) королевскую битву. Но надеюсь, что вместо неё разработчики сосредоточатся на поддержке спецопераций — они однозначно удались.
Вокруг сюжета Modern Warfare (2019) в сети уже вовсю кипят страсти. Блогеры отказываются продвигать игру, Activision сворачивает мероприятие CoD Challenge под предлогом трагедии на Забайкалье, с сайтов крупных СМИ пропадает новинки. Справедливо ли? И да, и нет.
Солдат РФ действительно показывают негодяями?
Да. Например, их прямым текстом называют террористами. Правда, делает это персонаж, сам записанный в экстремисты правительством США. Но в целом русские солдаты выставлены злодеями: вешают, травят, пытают народ почём зря. Хотя ещё до релиза авторы обещали показать «серую мораль» — мол, на войне нет правых и виноватых, все творят дикие вещи. И отчасти задумка сработала. Однозначно положительных ситуаций и действующих лиц в этой Call of Duty действительно нет.
Главные герои, за которых вы играете, всюду выбирают меньшее из зол. Здесь — обрекают невинного на смерть, чтобы выжила группа, там — допрашивают злодея, тыча револьвером в его ребёнка. Классическая ситуация: ночью штурмуете дом, видите человека, тянущего руку к оружию, и стреляете на упреждение. А потом оказывается, что это мать пыталась защитить ребёнка. Вроде всё честно — негодяи со всех сторон. Но не совсем.
Хорошие ребята ломают дрова по необходимости, а российский рядовой показан злодеем от природы. Однако оскорбляться не стоит: просто надо понять, кому адресован шутер.
Не обижайтесь на Modern Warfare — она не для и не про нас
На наш взгляд разработчики показали не российскую армию, а иносказательно свою. Просто придали ей вражеский окрас для пущего драматизма. Почему мы так думаем? Два аргумента.
Первый. В игре знаменитое военное преступление США приписано российской армии — в 1991 году под занавес войны в Персидском заливе натовцы разбомбили автостраду, убив сотни безоружных людей. Это реальное и громкое историческое событие: в своё время об этом говорили по всем телеканалам, а прокурор США напрямую обвинял армию собственной страны в нарушении всех границ. В мире Modern Warfare ответственность за ту резню легла на русских — мол, они всё сделали во главе с мятежным генералом. Что это — попытка переписать историю, свалив на вину на других? Не всё так просто.
Напоминаем, это очень резонансный эпизод — заокеанский геймер прекрасно о нём знает. Собственно, больше всего шуму как раз подняли западные журналисты, сопоставив подлинные события с вымышленными. Неужели сценаристы настолько глупы, чтобы нести откровенную околесицу? Скорее всего, нет — просто так они хотели намекнуть аудитории, что перед ней не стереотипные плохие русские, а свои же, но перекрашенные.
Второй аргумент: в игре все громкие заявления наших военных напоминают выступления натовских генералов. Едва заняв оккупированную территорию, российский освободитель тут же обещает принести на эти земли «свободу и демократию». В жизни армия РФ такие заявления обычно не делает, в отличие от штатовских вояк.
Получается такая картина. В игре вымышленные войска РФ ведут себя ровно так, как американские в реальности. Мы этого не замечаем, а вот западная публика сходство наверняка видит.
Зачем это сделано? Предполагаем, что переживая самые напряжённые сцены боевика, заокеанский игрок задумывается, какие именно солдаты показаны в Урзыкстане. И спрашивает себя, испытал бы он такое же омерзение, окажись на экране американцы вместо армии триколора. Напоминаем, авторы хотели показать «ужасы войны». Чтобы это сделать, недостаточно выкатить из чулана очередного стереотипного русского злодея — гораздо интереснее, если бесчинства будут творить слегка отретушированные «свои».
Внимание! Ролик ниже содержит сюжетно важные спойлеры
Увы, это занятная идея работает слабо. Modern Warfare быстро перестаёшь воспринимать всерьёз. Авторы собрали попурри из всех страшилок, какие только встретишь в прессе, — в итоге получился трэш. Скажем, есть сцена с детьми, которые ползают под кроватями, попутно тыкая ножницами и отвёртками здоровенного десантника. И всякий раз, когда драматизм набирает обороты, блокбастер внезапно демонстрирует какую-нибудь нелепицу.