Детище SIE Bend Studio будет резко, но в то же время последовательно вводить вас в курс местных механик и концепций того, как устроен данный открытый мир, который, как сразу становится понятно, поделён натри больших секции, каждая из которых открывается по мере выполнения сюжетных заданий.
Обзор Days Gone — Слепая дорога с одной целью
На момент появления Playstation 3 сложился очень крепкий стереотип о том, что всё, что выходит под издательством Sony, является чуть ли не главным игровым событием, в котором всех обязательно ждёт новый шедевр.
Со временем, главными производителями «игр года» становятся Naughty Dog и Sony Santa Monica. Пока одни радовали игроков похождениями Нейтана Дрейка и своими «Последними из нас», другие сколотили целую серию, посвящённую кровавым и масштабным побоищам бога войны.
Другие студии с разным переменным успехом воплощали свои идеи с наименьшим успехом, но всё же продолжали идею того, что игры для Playstation просто не могут быть всего лишь хорошими.
Именно такая набитая цена и поставила Days Gone под сомнения ещё до релиза.
А меня это когда-нибудь останавливало ?
Во время E3 2016, 13 июня было продемонстрировано демо, в котором некий байкер пробирается на лесопилку в поисках удравшего мародёра. Поначалу складывалось ощущение, что игра пытается развивать идеи The Last Of Us, но в ключе игры о байкерах, однако, во время дальнейшей демонстрации, стало понятно, что главной фишкой демо являются огромные толпы заражённых, которых авторы прозвали фрикерами, акцентируя внимание на том, что это не зомби.
В дальнейшем авторы начали постепенно делиться информацией касательно того, что же именно ждет игроков в Days Gone.
Помимо толп заражённых, во главу угла рекламной компании поставили бесшовный открытый мир, который, по заверениям авторов проекта, должен быть полон опасностей и случайных событий.
Очевидно, что для новых эксклюзивов с таким кредитом доверия нужны талантливые разработчики, но нужно и понимать, что давать зеленый свет необходимо и другим разработчикам. Этими счастливчиками стала команда SIE Bend Studio — люди, которые до этого отметились спин-оффами Uncharted на PS Vita и серией шутеров с элементами стелса Syphon Filter.
Предоставив картбланш и выдав необходимый бюджет, авторы решили, что они тоже могут создать игру на должном уровне. Взяв курс на тематику зомби-апокалипсиса, создатели (что довольно предсказуемо) черпали вдохновение из The Last Of Us, что окончательно стало понятно с последующими роликами.
Но вот смогли ли SIE Bend Studio создать игру, которая являет собой нечто большее, чем просто первый масштабный проект по вдохновению, ещё необходимо выяснить.
Как уже говорилось выше, весь саспенс остался за пределами сюжета, концентрируясь больше внимательном изучении открытого мира. В самом сюжетном наполнении игры и её основных миссиях не будет происходить ничего такого, что заставило бы вас потом вспоминать конкретные моменты.
История о дружбе, преданности, любви и утрате
Начну с рассказа о сюжете и лоре игры. Действие разворачивается, как все, наверное, уже догадались, в постапокалиптическом мире, разделившемся на зараженных и выживших. Зараженными выступают фрикеры, которые, хоть и похожи на зомби, имеют некоторые отличия (зомби — это мертвецы с примитивными инстинктами, а фрикеры — живые существа, способные мыслить). Главным героем является байкер Дикон Сейнт-Джон, у которого за два года до событий игры произошла трагедия. Не буду говорить, какая именно, дабы не спойлерить и не портить никому впечатление. Скажу лишь, что на протяжении всего прохождения героя терзают мысли о прошлом. К слову, в сюжете часто появляются флешбэки, в которых показывают мир до начала глобальной пандемии.
Вместе с Диконом путешествует его друг по кличке Бухарь. Персонажи хотят избавиться от призраков прошлого, а поэтому нацелены собрать немного припасов и двинуть на север. Однако в один момент с героями происходит нечто, что заставляет их остаться и просить помощи у глав общин. Игровой мир включает в себя фракции, у каждой из которых есть свое видение жизни при постапокалипсисе. Ко всему этому прикрутили еще и правительственную организацию Неро, члены которой летают на своих вертолетах и тщательно изучают фрикеров.
Честно говоря, первые 7-8 часов прохождения сюжет слабо движется вперед, из-за чего игра кажется откровенно скучной. Вроде бы и есть какая-то драма, цель, интрига, но все реализовано слабовато. Однако после определенных событий, начинается самое интересное, что не позволяет назвать сюжет плохим. Проще говоря, в игре начинает твориться жесть — больше драматических сцен, интриги вокруг прошлого героя и интересных героев. Повествование идет по нарастающей. Если вначале мне просто не интересно было наблюдать за действиями персонажа, то в середине я забывал о второстепенных квестах, чтобы быстрее узнать, что произойдет с героем в основной сюжетной линии.
Разработчики очень умело поработали над кат-сценами, из-за чего Days Gone местами сложно воспринимать как игру. Ее смело можно отнести к CG-фильмам, если объединить все ролики воедино и вырезать геймплей. Однако из-за скучного начала я не могу поставить самый высокий балл за сюжетную составляющую.
Когда байка нет, значит дела твои плохи
Как же дела обстоят с геймплеем? А здесь все, к сожалению, не так как того хотелось бы. Нужно быть сразу готовым к тому, что большую часть времени придется делать одно и то же. От заданий веет однообразием, особенно, это касается тех, что связаны со стелсом. Героя часто просят незаметно подкрадываться к врагами и слушать, что они говорят. Если поначалу у меня еще был интерес узнать, о чем же эти враги постоянно шепчутся, то спустя время он рассеялся, поэтому миссии со стелсом у меня вызывали только скуку.
Огромное значение в Days Gone уделено байку главного героя. Во-первых, его можно прокачивать и кастомизировать. С каждым новым апгрейдом мотоцикл выглядит только круче. Во-вторых, байк служит основным способом перемещения, а поэтому без него никак не обойтись. Можно, конечно, бегать на своих двоих, но так либо героя съедят фрикеры, либо вы умрете от скуки. Управление езды на мотоцикле сделано неплохо и не вызывает отвращения. Лично мне нравилось во время прохождения ездить от точки к точки именно на мотоцикле, а не использовать быстрые перемещения.
Важной особенностью выступает то, что у байка есть уровень горючего и процент повреждения. В первом случае если в баке не будет топлива, то он не сдвинется с места. Довольно часто приходится искать горючку, что не всегда происходит быстро. По мере прокачки мотоцикла можно, конечно, улучшить его бак, благодаря чему проблема с быстрым расходом топлива будет не такой острой. Что касается повреждений, то они реализованы лишь условно. То есть если врезаться в какое-нибудь препятствие на высокой скорости, внешний вид мотоцикла почти не изменится, а вот ехать он больше не сможет. Для починки нужно использовать лом, который в свою очередь тоже нужно искать в открытом мире. Правда, его найти гораздо проще, поскольку лежит он всегда в одном и том же месте — под капотом автомобилей.
Бои в Days Gone произвели на меня смешанные чувства. Там где герою нужно зачищать области с ордами фрикеров, все сделано довольно интересно. Нужно постоянно продумывать, как использовать окружение, подбирать тактику и стараться метко стрелять. Но это касается лишь тех случаев, когда герой сражается именно с ордой, состоящей из десятков, а то, пожалуй, и сотен фриков.
Много времени также занимают сражения против людей. С ними все гораздо скучнее. Если фрикера еще можно простить за недоразвитый интеллект, то с человеком такой номер не прокатит. Враги тупят и не заставляют потеть во время боев. Главное только найти место, откуда их легко всех убить, а дальше все происходит на автомате. Видно, что разработчики старались сделать эти моменты интереснее. К примеру, в лагерях людей часто находятся ловушки, которые по замыслу должны как-то остановить героя. Но даже когда герой попадает в капкан, умереть достаточно сложно. Моя личная рекомендация для всех игроков — с самого начала играть на высоком уровне сложности. Тогда геймплей ощущается интереснее.
Несмотря на баги, кошмарную оптимизацию, пустой открытый мир и спорный дизайн многих миссий, от Days Gone трудно оторваться. Спасибо отличным персонажам, за историями которых все интереснее наблюдать, даже когда вас просят собирать какой-то хлам на другом конце карты или зачищать очередной лагерь.
Ищу тебя
Судьба девушки действительно вызывает интерес. Сценаристы не скупились на заставки и геймплейные эпизоды, где байкер вспоминает яркие моменты прошлого: знакомство с Сарой, романтические прогулки, женитьбу. Ностальгические сцены удачно контрастируют с жестокой реальностью. Полчаса назад Дикон разглядывал своё свадебное фото, а сейчас — оказывается в той же церквушке, однако теперь здесь разворачивается брутальная перестрелка с отморозками. Но если вынести за скобки детально прописанную историю розысков возлюбленной и то, как они меняют личность героя, повествование вызывает смешанные чувства.
Первая треть сюжета, сосредоточенная вокруг двух коммун выживших, самая скучная. Их обитатели показаны схематично и служат одной цели — озадачить геймера зачисткой очередного логова бандитов. К середине игры Сент-Джон попадёт в третий гражданский лагерь и Days Gone преобразится в лучшую сторону. Появятся харизматичные персонажи, неплохие диалоги и интригующая глобальная задача — борьба с сектой упокоителей. Эти боготворящие фриков культисты покрывают тела шрамами и ожогами. Зачем они зверски убивают людей и чего хочет их безумный лидер?
Едва Дикон находит ответы, как начинается третья глава — путешествие в ранее недоступный регион. И это лучшее, что может предложить творение Bend Studio.
Казалось бы, при чём здесь «Апокалипсис сегодня», запах напалма поутру и полоумная военщина? Избегая спойлеров, намекнём: тут фактурный злодей, нескучно срежиссированные эпизоды и финал, достойно завершающий 30-часовую одиссею Сент-Джона.
Дикий скучный мир
Если сценарий достоин похвалы, то декорации не назовёшь запоминающимися. Нет, на первый взгляд, с антуражем всё в порядке — движок Unreal Engine 4 выдаёт фотореалистичную картинку. Американская глубинка прорисована до последней травинки в лесу и трещинки на шоссе. На перекрёстках крохотных городков ржавеют машины, заброшенные дома правдоподобно завалены хламом, улочки усеяны жертвами эпидемии. Но спустя 5-10 часов блужданий по Орегону понимаешь: художники схалтурили. Мир зловеще красив и масштабен, но собран из клонированных кусков — повсюду те же придорожные мотели, фермы, одноэтажные строения, леса и горы. Уникальные объекты вроде лесопилки или закусочной со статуей дровосека Пола Баньяна можно пересчитать по пальцам.
Хуже того, стимула разглядывать окружение нет. Авторы Days Gone не умеют, подобно создателям Dying Light, The Division 2 и Metro Exodus, превращать декорации в самодостаточные мини-зарисовки о погибшей цивилизации. Если Дикон набредает на истерзанное тело перед входом в бандитский лагерь, это просто тело, за которым нет никакой истории. В лучшем случае на стене выведена кровью фраза в духе «Не суйтесь на нашу территорию!».
Ситуацию усугубляет повторяемость заданий. Будь то сюжет или побочные миссии, поручения обитателей коммун сделаны как под копирку.
Нужно зачищать базы от мародёров, освобождать пленников или выслеживать главарей, идя по цепочке следов с помощью «чутья следопыта». Доходит до смешного: только что Сент-Джон выбил упокоителей с блок-поста у озера, а спустя пару часов приходится снова мчать в то же место. Мол, теперь здесь окопались другие беспредельщики и надо бы навести порядок.
В теории наводить этот самый порядок герой умеет по-разному. Уровни адаптированы под скрытное или шумное прохождение, а точек входа зачастую несколько. На практике же мудрить с арбалетными стрелами, привинчивать глушитель к пистолету или ползать по кустам с ножом быстро наскучивает. Когда в очередной раз оказываешься в примелькавшейся локации, проще взять в руки пулемёт или автомат — чтобы быстрее зачистить надоевшее место и заняться наконец поисками Сары.
К счастью, иногда геймдизайнеры вспоминают, что делают не сессионный MMO-боевичок, а сюжетный блокбастер. И радуют эпизодами, цитирующими «Войну миров Z», «Спуск» и даже «Птиц» Хичкока, не говоря о «Ходячих мертвецах». В один момент Сент-Джон участвует в перестрелке в кромешной тьме, определяя положение врагов по вспышкам их фонариков. В другой — плутает в лабиринте пещер, судорожно отбиваясь от прущих волнами мутантов. В третий — крадётся по улочкам мёртвого города, стравливая между собой нежить и головорезов.
Как несложно догадаться, в подобных играх очень важным аспектом является сюжет и история главного героя. Именно она может раскрыть героев, показать все чувства персонажей и сделать их “живыми” в глазах игроков. Что же здесь готова нам предложить Days Gone?
Daily Star – 100 из 100
Автор Daily Star – единственный, кто поставил игре максимальную оценку. В обзоре он особенно хвалил графику и игру Сэм Уитвера, сыгравшего главного героя. Единственным минусом журналист посчитал историю о постапокалипсисе – как он пишет, в других играх эту тему раскрывали лучше.
«Days Gone – приключенческая игра в открытом мире про зомби, которую все мы так долго ждали. Прекрасное сочетание великолепной боевой системы и приятных поездок на мотоцикле. Но главная изюминка игры – ужасающие орды зомби, которых нет ни в одной другой видеоигре».