Визуальные красоты — самая сильная часть игры: панорамы города восхищают, а трассировка лучей добавляет лоска. А вот дизайн костюмов антагонистов смотрится халтурно — будто стояла задача сделать максимально невыразительно.
Spider-Man: Miles Morales
Вы, наверняка, не помните меня. Я ваш давний слушатель. Два года назад я написал похожее письмо, в котором постарался объяснить, почему Человек-паук это лучшее, что случилось с нами за последние годы. Теперь их двое и я вновь пишу вам — вы регулярно выпускаете подкаст и выступаете с критикой теперь уже двух парней в трико. Но они нужны этому городу, и я снова постараюсь убедить вас.
Дорогой мистер Джеймсон: Обзор Spider-Man от Insomniac Games
Студия Insomniac Games выпустила Spider-Man: Miles Morales — спин-офф и неформальное продолжение игры 2018 года. Тогда и сейчас выдалось самое удачное время: в прошлом мы были на волне хайпа по теме супергероев, а сегодня успели по ним соскучиться. Особенно после феноменального анимационного фильма. Экшен попал в стартовую линейку PlayStation 5 и стал ее своеобразным флагманом, собрав в себе все фишки и нововведения, которые Sony активно пиарила в ходе рекламной кампании новой консоли.
Город Нью-Йорк — настоящий счастливчик. Пока другие мегаполисы надеются обрести своего героя, в «большом яблоке» их уже два. Сценаристы Spider-Man: Miles Morales избавили нас от утомительного знакомства, в котором персонаж вдруг обретает способности и учится с ними жить. Майлз Моралес — простой парень из гетто, сын погибшего во время теракта полицейского. Оригинальная Spider-Man познакомила с ним в коротком эпизоде, показала, как он приобрёл свои способности. Оказалось, не просто так — парень получил свой звездный час.
События новой игры стартуют через несколько месяцев после финала первой части. Майлз уже неплохо справляется со своими умениями и помогает Питеру Паркеру защищать город. Жители, как и сам Майлз, ещё не вполне привыкли к такому дуализму. В этом кроется один из центральных конфликтов игры — в принятии себя и признании достойным своего положения.
Питер Паркер вместе с Мэри Джейн уезжает в Европу по работе и Нью-Йорк остаётся на попечении Майлза. Конечно, все сразу идёт не так. Молодому герою придётся бороться с корпорацией «Роксон», владелец которой хочет заработать легкие деньги на дешевой энергии и ради этого готов нарушить закон. По другую сторону баррикад организация, называющая «Подпольщики» и формальный суперзлодей «Умелец» (Tinkerer). Антагонисты пытаются поделить между собой влияние на улицах города, но такая война банд угрожает простым людям, так что Человек-паук вынужден вмешаться.
Старому городу — новый герой
Когда речь заходит о Человеке-пауке, люди обычно думают про Питера и лишь изредка — о Майлзе. До первого запуска Spider-Man: Miles Morales я думал об этом — как это, привыкнуть к другому герою? В мультфильме «Человек-паук: Через вселенные» он получился классным, но как будет с игрой? Мои сомнения быстро ушли. Майлз в доску свой парень: на ногах модные «Тимберленды», везде носит с собой рюкзак и наушники, покачивает головой в такт музыке, пока едет в метро.
После гибели отца он вместе с матерью Рио переехал в новый дом в Гарлеме. Его друг Ганке Ли, талантливый программист, написал для него приложение «Дружелюбный сосед», через которое Майлз откликается на просьбы людей о помощи. Помощь людям через приложение стала частью игрового процесса. Незначительный сюжетный момент вдруг обрёл вес и придал контекст окружению и второстепенному персонажу.
На горизонте появляется девушка Фина, возвращается после долгой поездки — и Майлз симпатизирует ей. Кроме этого подросток налаживает отношения с дядей Аароном и тот делится с племянником рассказами о молодости — он вместе с отцом мальчика пытался записать альбом, в котором биты целиком состояли звуков улиц. С этого момента дополнительной активностью становится сбор и запись этих звуков. Внутри контекста это классный момент, но мне такой побочный квест показался скучным и сложным — в детстве мне на ухо наступил медведь и я не очень хорош в определении звуковых паттернов на слух. Но стоит признать, что это оригинальный ход, моему лучшему другу, он, например, понравился. Может и вам понравится, будет повод подискутировать.
Жизнь Майлза не похожа на привычный уклад Питера Паркера и это подкупило меня. Я ожидал какой-то более дженерик истории для необязательного ответвления и второстепенного персонажа, но Майлз и впрямь оказался главным героем с большой душой.
Мистер Джеймсон, в свете последних событий я внимательно изучил все, что пишут и говорят о новом Человеке-Пауке. Кажется, он отличный парень! Вежливый и внимательный, он напоминает мне моего знакомого — Майлза. В прошлом году он потерял отца, но не упал духом, наоборот — собрал волю в кулак, принялся помогать людям вместе со своей мамой. Ещё он занимается наукой, разбирается в музыке и смешно шутит. Мне кажется, герои, которых мы любим, они именно такие.
Место действия Spider-Man: Miles Morales такое же, как у оригинальной игры. Перед Insomniac Games стояла задача дать игрокам новый опыт, похожий на тот, что был два года назад, но в то же время совершенно иной. На базовом уровне Нью-Йорк Майлза наполнен уже известными активностями: дать пинка бандитам, собрать коллекционные предметы.
Разработчики выигрывают эту партию за счёт создания эмоциональных связей. По городу разбросаны капсулы времени, которые спрятали они с Финой до отъезда девушки пару лет назад. Второстепенные задания также обращаются к общим темам, понятным большинству людей. Например, владельца магазина по соседству ограбили бандиты. Забрали не только деньги, но и самое ценное — кота. Рыжего малыша пожилой мужчина назвал необычно «Человек-паук», оттого спасти питомца хочется сильнее, я воспринял эту историю как личный вызов.
В остальном Нью-Йорк почти такой же, как был два года назад: бандиты грабят людей и угоняют автомобили, плохие парни засели на складе. Зато преобразился внешний вид мегаполиса: на стенах домов красивые граффити, в том числе с народным героем, улицы присыпаны снегом, всюду развешаны гирлянды — люди готовятся к Рождеству. Гарлем живет и дышит, но о праздниках думать пока рано, впереди большая битва.
Спустя два года выходит большое standalone дополнение, которое призвано стать Рождественским подарком для всех фанатов, причём и выходит оно сразу на двух консолях — Playstation 4 и 5, чтобы никто не остался обиженным.
Старательные подмастерья
Забавно, но после прохождения Marvel’s Spider-Man: Miles Morales говорить хочется не о самом дополнении, а о том, насколько порой коротка память у журналистов и геймеров. Два года назад, когда Insomniac Games выпустила на PlayStation 4 оригинальную игру о приключениях Человека-паука, кто только ей не пел дифирамбы. Дескать, мы получили без пяти минут шедевр — и геймплей практически идеален, и графика, и вообще это лучшая интерактивная супергероика сразу после цикла Batman: Arkham.
Правда же состояла в том, что авторы Marvel’s Spider-Man оказались лишь старательными подмастерьями, которые повторили концепцию, придуманную ещё в начале нулевых компанией Treyarch. В 2004 году на PlayStation 2, Xbox Original и GameCube вышла Spider-Man 2, и именно эта игра, по сути, и определила на годы вперед, как будут выглядеть приключения дружелюбного соседа по ту сторону экрана телевизора. Открытый мир, чёткая сюжетная линия, порой немного безумные сайд-квесты, испытания на время, Паучок, что цепляется паутиной не за воздух, а честно лепит её к небоскрёбам — всё это появилось именно тогда.
Игра 2018 года была исключительной, старательной, но копией. Да, с куда более совершенной графикой, гигантским количеством заданий, невероятным уровнем постановки, но лишь повторением уже пройденного. По сути, от гордого звания клона Spider-Man от Insomniac Games спасало лишь практически полное отсутствие на рынке вменяемых игр о людях в разноцветном трико. Разумеется, за три года до релиза проекта Insomniac вышла шедевральная Batman: Arkham Knight, но, во-первых, Паучку до Тёмного рыцаря по уровню качества и оригинальности было вовек не добраться, а во-вторых, никого, кроме Бэтса, на рынке и не было. Не считать же в самом деле серьёзным конкурентом линейку LEGO?
И вот, в канун старта продаж PlayStation 5 разработчики выкинули на прилавки Spider-Man: Miles Morales — standalone-аддон для оригинальной игры. И знаете что? История повторилась. Только на этот раз уже дополнение старательно копирует оригинальную историю. Уроборос всё-таки сожрал свой хвост и породил клон клона.
Здесь любому на любого начихать
История стартует без раскачки. Гигант Рино бежит из-под стражи. Майлз Моралес в компании Питера Паркера преследует здоровяка, потом сражается с ним и отправляет в тюрьму. Дальше выясняется, что «настоящий» Человек-паук сваливает в отпуск вместе Мэри Джейн, а в городе тем временем объявляется новая банда, называющая себя The Underground. И вот уже Майлз скачет на паутине, пытается предотвратить катастрофу, бьёт лица противникам и уворачивается от летящих в его сторону снарядов.
Собственно, если вы ждете от сюжета Miles Morales чего-то необычного, то можете смело проходить мимо. Местная история — от самого начала и до финала — выглядит штамповкой даже на фоне фильмов из мультивселенной Marvel. Герои говорят фразами-клише, конфликт не вызывает какого бы то ни было удивления, все карты раскрываются раньше времени, главного плохиша видно уже в первой заставке — короче, за хорошим сценарием явно не сюда.
Другое дело — геймплей. Как я уже говорил, чем-то оригинальным не могла похвастаться и предыдущая игра. Другое дело, что на прохождение Spider-Man образца 2018 года требовалось около двадцати часов — и это без учета всевозможных сайд-квестов и испытаний. Сюжетная линия MIles Morales же пролетает за каких-то четыре-шесть часов и состоит из восемнадцати заданий, которые перемежаются городскими активностями — вроде усмирения хулиганья из подворотни.
К сожалению, сжатый хронометраж далеко не самым лучшим образом отразился на игре. В полноценной Spider-Man разработчики довольно умело чередовали мордобой с другими механиками. Нам давали и кулаками помахать, и головоломки порешать, и боссов отмутузить, и даже переворачивали всё вверх дном, заставляя влезть в костюмчик Мэри Джейн. Во многом потому игра не утомляла так, как способна утомить современная «песочница» с прокачкой (да, «Ассасины», я про вас).
Miles Morales, на первый взгляд, старается по максимуму использовать эту концепцию. Однако у неё не получается. Взять хотя бы загадки. Они сконцентрированы в начале прохождения и ближе к финалу. В промежутке — сплошное чесание кулаков о лбы противников. Нормальный босс всего один, да и тот во вселенной Человека-паука испокон веку выступает в качестве этакого дурачка, тотального неудачника. Разумеется, я говорю всё про того же Рино, сражаться с которым предстоит аж два раза. Думаете, тактика будет как-то отличаться от всех сражений с Носорогом, которые мы видели прежде? Увы — нет. Уворачиваемся от ударов, седлаем здоровяка и заставляем впечаться лбом в нужный объект — вот и вся любовь.
Остальные как бы боссы не впечатляют совсем. К сожалению, провалом оказалось даже финальное сражение. Оно выглядит безумно зрелищно, но по факту всё, что необходимо делать игроку — это вовремя нажимать на «кружок» и выучить, как правильно подкидывать противника в воздух. Если эти два пункта соблюдены, то никаких проблем со злодеем не будет.