Metro 2033. Кто создал игру метро

Западная аудитория от таких откровений ужаснулась. Современное рабство! Как так можно жить! Да в цивилизованной стране давно бы забастовку устроили! Однако живущие на постсоветском пространстве люди усомнились, что жизнь разработчика в Киеве может быть столь тяжела и безысходна, что там невозможно купить компьютеры и снять офис попросторнее.

История серии игр Metro

Долгожданный релиз нового проекта в серии культовых игр «Метро» – это для многих игроков в странах СНГ важное и значимое событие. Особенно на фоне того, что нынешняя отечественная игровая индустрия погрязла в мобильном гейминге и второсортных «free-to-play» подделках, ведь, как правило, о качестве никто не заботится. И пусть скандальное заявление издателя в лице компании Deep Silver о том, что новую игру можно будет на момент релиза купить лишь Epic Games Store, а в Steam игра появится только через год, бросило некую такую «тень» сомнения на серию, выход «Метро: Исход» всё равно радостное событие в жизни любого уважающего себя отечественного геймера. Именно в честь этого события мы решили вспомнить о том, как развивалась серия Metro, как на разработку влияли романы Дмитрия Глуховского, какие сложности при создании присутствовали и, в конце концов, как украинская студия всё-таки преодолела все эти трудности на пути к своей мечте.

Для начала стоит вернуться в 2002-й год и вспомнить, какой трудный путь прошёл автор вместе с его романом, поскольку это важная часть всей истории серии игр Metro, которую важно помнить. В конце концов, ведь именно благодаря Глуховскому все знают игровую историю Артёма, поскольку он до сих пор считается главным сценаристом студии.

Так вот, пока в 2002-м году по улицам России одна половина людей вальяжно разгуливала, пародируя и фанатея от главного героя из фильма «Матрица», а другая половина людей не могла отойти от впечатлений после просмотра второго фильма «Властелина колец», автор и создатель романов «Метро» Дмитрий Глуховский всё-таки решил пойти на риски. А именно он выложил в интернет, причём ещё и в свободный доступ первую часть (или даже набросок) своей долгой работы – «Метро 2033». И для более качественной и душевной аутентичности, писатель даже для специальных частей своего культового романа оставил ссылки на более подходящую музыку, которую он лично предлагал слушать во время чтения. Зачем? Всё просто – чтобы степень погружения в этот постепенно умирающий мир постапокалиптической версии России был на высоте.

Любопытно, что у молодого 22-летнего Дмитрия Глуховского на тот момент банального не было выбора, кроме как решиться на подобное действие и выложить часть романа в свободный доступ. Несмотря на тот факт, что Дмитрий работал журналистом, все малые и немалые книжные издатели отказывались, когда он предлагал им выпустить книгу, которая была посвящена трудностям выживания внутри московского метро. А дело всё в том, что многим не пришёлся по вкусу финал всей истории, поскольку главный герой (товарищ Артём) ловил в конце шальную пулю прямо в голову. Кроме того, роман многие издатели считали слишком депрессивным и это на фоне невероятно мрачной истории.

В конце концов, Дмитрию Глуховскому всё-таки не хотя пришлось согласиться на определённые уступки, чтобы в 2005-м году издатель в лице компании «Эксмо» издал подправленную и более дополненную версию произведения «Метро 2033». Стоит отметить, что в связи с этим появились и новые главы в количество 7 штук.

Буквально за несколько месяцев книга не только одарила своего автора и компанию «Эксмо» внушительным количеством денег, поскольку романы Метро 2033 буквально сметали с книжных полок, но и ещё вся эта история оказалась самым настоящим национальным литературным достоянием и даже триумфом. Ради справедливости стоит отметить, что на успех произведения огромное влияние оказал не только родной русский антураж и стилистика, но и родная для любого москвича, так сказать, местная легенда о засекреченных военных тоннелях в глубине московского метрополитена, которые известны больше по названию «Метро-2». В общем, книгу крайне тепло приняли во многих читательских кругах, хотя критики очень скверно отзывались о романе, но и это никак не повлияло на постепенно растущую в популярности историю Артёма и жизни людей в постапокалиптическом метро.

Общая история и сюжет

Итак, по сюжету серии (и книжной, и игровой серии Metro 2033) человечество столкнулось с угрозой вымирания. В этой альтернативной вселенной один из самых страшных кошмаров, когда проходила «Холодная война», всё-таки исполнился: Россия и Западные страны начали бомбардировать друг друга ядерными ракетами. Результат вполне очевидный: города – разрушены, практически всё живое на Земле – погибло или мутировало, а выживавшие отныне пытаются ютиться в подземных убежищах и с огромным опасением смотрят в ещё более тяжёлое недалёкое будущее. В центре всей трагичной истории – московское метро, где ключевому персонажу Артёму в далёком детстве удалось укрыться вместе со своей матерью. Чуть позже у мальчишки умирает матушка и следом опекуном становится бравый дозорный по кличке «Сухой», который решает сделать из хрупкого парня ответственного, стойкого и сильного мужика.

Помимо вполне стандартных и ожидаемых проблем, вроде делёжки территорий между группировками и ограниченного количества продовольствия, история встречала и другими, более страшными и ужасными проблемами. А именно разнообразными мутантами и так называемыми «Чёрными». Чёрные – это непонятные, неизвестные и максимально таинственные существа, которые способны лишь при помощи одного своего вида делать из мозгов людей не просто «кашу», а «гуляш». По сюжету нападения Чёрных настолько часто начали происходить, что Артём решает спасти свою родную общину во чтобы то ни стало, поэтому отправляется в крайне опасное путешествие. Основная цель – добраться до крупного подземного города Полис и заручиться уже там какой-нибудь помощью.

• А вот настоящий офис 4A Games. Для этой фотографии из кадра вынесли все лишние столы и складные стулья, а сидящих локоть к локтю людей выгнали в коридор. Шутка.

Содержание

22 октября 2009 года компания THQ официально объявила о том, что именно она будет издателем игры «Metro 2033». Было заявлено, что игра выйдет в начале 2010 года для ПК и Xbox 360. Вместе с данным заявлением был выпущен игровой трейлер. 5 6

2 ноября 2009 года российский издатель и локализатор компания «Акелла» объявила о подписании договора с THQ об издании «Метро 2033» на территории России и стран СНГ 7 .

На выставке компьютерных игр ИгроМир 2009, которая проходила с 5 по 8 ноября включительно, демонстрировалась игра «Metro 2033». Демоверсия была представлена десятью уровнями. На ИгроМире и после него журналисты Absolute Games взяли подробные интервью у креативного директора 4A Games Андрея Прохорова и Дмитрия Глуховского 8 9 .

1 декабря 2009 года сайт IGN.com опубликовал превью «Metro 2033» и интервью с Дмитрием Глуховским 10 11 12 .

Герои, выжившие до конца истории

  • Артем — Главный герой игры и книги. Его голос слышен в загрузках, в самой же игре он не разговаривает, за всю игру произнес только слово «F*ck».
  • Александр «Сухой» Сухов — Отчим Артема, начальник станции ВДНХ.
  • Женя — Друг Артема. С ним он ехал на Рижскую.
  • Андрей «Мастер» — Друг Хана. Отправил Артема на Линию Фронта.
  • Саша — Ребенок, который встретится Артему на заброшенной станции Павелецкая — радиальная.
  • Ульман — Человек из отряда Мельника. Любит шутить, что раздражает Мельника.
  • Володя — Человек из отряда Мельника. Разбирается в электронике. Первый раз появляется на Спарте.
  • Данила — Человек из отряда Мельника. был тяжело ранен в библиотеке, в связи с чем Мельнику пришлось отправить Артема одного.
  • Мельник — Друг Хантера, которому нужно доставить медальон «Спарта». Хантер сказал, что он сможет помочь Артему. Напарник Артема, сопровождает его от Полиса и почти до самого конца истории (В конце его ранит «Демон», и он не сможет подняться вместе с Артёмом до самой верхушки Останкинской башни).
  • Хан — Загадочный человек, который познакомил Артема с призраками и другими аномалиями. Первый раз появляется после убийства Бурбона.
  • Хантер — Друг Сухова. Появляется только в начале игры, а после пропадает, но встречается во многих снах главного героя.
  • Максим Комаров — Лидер защитников Павелецкой от нашествия мутантов до эвакуации жителей. Отдал Артему кассету с записью Полису, последний раз видели, когда был серьезно ранен. Дальнейшая судьба неизвестна, предположительно погиб.

Историю создания Metro: Last Light нужно читать не как страшилку про тоталитарный режим, а как пример чрезвычайно эффективного расходования бюджета. Напомним, что готовую игру выкупили на распродаже THQ менее чем за $6 млн — это уровень инди-проектов с «Кикстартера», а ведь речь идет об одном из самых успешных шутеров этого года.

Караван и Бурбон

До соседней «Алексеевской» конвой добирается без проблем, а вот в следующем перегоне происходит какая-то чертовщина: Артем слышит странный шум, вся команда начинает вести себя странно и будто бы сходит с ума, а часть и вовсе теряет сознание. Дрезина останавливается прямо посреди тоннеля. Артем приводит в чувство друга Женьку, вместе они налегают на рычаги и минуют опасный участок. В этот момент в игре на команду нападают мутанты — в книге этого не происходило.

Караван выполнил задачу, но Артему нужно было двигаться дальше. Он встречает Бурбона — челнока, который хотел попасть на «Сухаревскую». В тоннеле, который вел туда от «Проспекта мира», пропадали люди, а Бурбон услышал, что Артем устойчив ко всяким мистическим делишкам. Дальше они отправились вместе, и здесь сценарий книги и игры в первый раз претерпевает серьезные различия.

Как и раньше, 4A Games разбавила неспешное книжное повествование элементами экшена. Для этого загадочный тоннель передвинули поближе, до «Сухаревской» напарники добрались по поверхности, а на станции Бурбона схватили и убили бандиты.

В книге же Артем впервые вышел из метро гораздо позже, да и загадочный тоннель находился не на линии «Рижская»—«Проспект мира», а в следующем перегоне. Там и погиб Бурбон — в этом самом тоннеле, а не от бандитской пули. Артем помочь ему не смог: челнок картинно сказал «Я умер. Меня больше нет» и рухнул замертво.

После смерти Бурбона на сцене появляется самый загадочный персонаж вселенной — Хан. Это мистик, считавший себя последней реинкарнацией Чингисхана, который был осведомлен о загробной стороне метро намного больше, чем любой его житель.

Кстати, интересно, что в книге он рассказал главному герою о настоящих планах Бурбона: челнок хотел убить Артема вместо того, чтобы расплатиться с ним за охрану от таинственных сил.

Хан проводит Артема до «Тургеневской». В игре по пути они сражаются с мутантами и встречают загадочную аномалию, на которую в книге натыкаются несколько позже, а на самой станции Артем помогает жителям завалить проходы, откуда на станцию пробираются мутанты.

В романе на «Тургеневской» развернулись совсем иные события. Хан и Артем сколотили себе целый конвой, чтобы добраться до следующей станции — «Китай-Города». По пути Хан почувствовал в тоннеле опасность и предложил миновать ее, свернув в соседний, но караван не послушал его совета — и сгинули все до единого.

Да и на «Кузнецкий мост» Артем попал по-другому: не через «Китай-город», а по сервисному тоннелю, ведущему от «Тургеневской» на «Кузнецкий мост» напрямую. В реальности эти станции разделяет расстояние в полтора километра, и это разные ветки метро, так что вряд ли такой тоннель существует. Кроме того, жаль, что игра не показала нам «Китай-город» — бандитскую станцию, которую держали две противоборствующие группировки, состоящие из славян и кавказцев. Ночью там началась перестрелка, и Артему пришлось бежать на «Кузнецкий мост», оставив Хана позади.

Красные фашисты

Дальше события игры и книги разошлись еще сильнее. В игре на «Кузнецком мосту» Артема задержали коммунисты, и ему пришлось пробираться через линию фронта на перегоне до «Пушкинской», где воевали красные и фашисты, а после этого он попадает в плен к солдатам Четвертого Рейха.

В книге же «Кузнецкий мост» герой прошел без проблем и познакомился там с неким Михаилом Порфирьивичем и его внуком Ванечкой, страдавшим от синдрома Дауна. Вместе эта команда «А» без проблем добирается до «Пушкинской», которую контролирует Рейх. Солдаты признают Ванечку унтерменшем и убивают его, Артем в свою очередь убивает палача, за что его избивают и бросают в тюрьму. Ходка вышла коротенькой: на станцию нападает дрезина Первой Интерна­цио­нальной Красной Боевой Бригады имени Че Гевары и спасает Артема из плена.

В игре в плену Артем толком и не побыл, а спас его Ульман, появившийся в книге лишь ближе к концу.

Есть лишь одна вещь, за которую разработчиков хвалят совершенно зря, — это их способность создавать темную, пугающую атмосферу постапокалиптического мира. Я был в Киеве, так что знаю, что для этого им не нужно вдохновения, достаточно выйти на улицу, чтобы увидеть все своими глазами», — мрачно шутит Джейсон.

Metro Last Light и Metro Redux

Сиквел с подзаголовком Last Light был анонсирован в 2011 году и на радость поклонникам разрабатывался под девизом: «все те же щи, но гуще и наваристее». Отличительные черты серии должны были стать еще более заметными, а раздражающие недостатки кануть в историю. В итоге, игра повторила часть ошибок оригинала и по мнению многочисленных российских рецензентов допустила просчеты в самом важном – сюжете.

Полная история серии игр Метро: как рождалась легенда

За историю в Metro Last Light вновь отвечал Дмитрий Глуховский, который решился написать для игры альтернативный сценарий, не связанный с книгой Метро 2034. Цель, как и прежде, стоит судьбоносная перед Артемом – найти последнего из рода Черных, способного излечить человечество от вынужденного вымирания в удушливых тоннелях Метро. К общему концепту сценария был минимум претензий, вот только сместившийся уклон в политику и междоусобные дрязги между фракцией «коммунистов» и «фашистов» были без энтузиазма встречены аудиторией. Как итог — Глуховского даже поспешили обвинить в русофобии.

Но не будем на скандалах зацикливаться, ведь Metro Last Light не просто эксплуатировал приятный для русского человека сеттинг. Это настоящий, штучный продукт, где главный герой далеко не всегда центр вселенной, вокруг которого вращается игровой мир и десятки персонажей. Очарование игры скрывалось в десятках незначительных историй, которые можно было запросто пропустить, если нестись как паровоз по сюжетной линии. Как ни странно, шутер Metro Last Light, как и вся серия игр Метро больше предназначен не для любителей перестрелок, а для тех игроков, кто предпочитает слушать и смотреть, погружаясь в пучину неприветливого постапокалиптического мира.

Полная история серии игр Метро: как рождалась легенда

Боевая система и стелс хоть претерпели незначительные изменения, но большинство проблем, словно старые приятели, вернулись в новую игру. Разве что кульминационные моменты были сдобрены правильным «Голливудом» с обилием вау-моментов, взрывами и другими частыми посетителями современных боевиков. Хоть без босса-вертолета обошлось, и на том спасибо.

В 2014 году разработчики выпустили переиздание дилогии игр серии Метро под названием Metro Redux. Игры не претерпевали значительных изменений и больше всего сборник походил на аккуратную работу напильником, призванную стереть многочисленные геймплейные шероховатости. Интеллект болванчиков – улучшен, новые анимации и локации для исследования – добавлены, графика – усовершенствована. Отменная работа над ошибками и лучший вариант причаститься к оригинальным релизам в серии (а в особенности к уже порядком устаревшей Metro 2033) для новых игроков.

Полная история серии игр Метро: как рождалась легенда

Metro Exodus

Наконец-то мы подошли к кульминации серии игр Метро — Metro Exodus: плод долгих 5 лет разработки и масштабный пересмотр привычной для франчайза концепции. На место тесным тоннелях метро приходят обширные локации, отчетливо дающие сигнал, что разработчики возложили на свои плечи груз масштабных амбиций и готовы к переменам. Надеемся, что в данном случае поговорка «все перемены – к лучшему» будет как никогда актуальна. К тому же и сами разработчики не устают повторять, что в сущности перед нами все тот же Метро, пускай и без метрополитена.

В рамках сюжета игры Metro Exodus Артему вместе с группой преданных товарищей придется на паровозе Аврора совершить масштабное приключение, пронизывающую территорию всей России: от заснеженных улочек разрушенной Москвы до Владивостока. Сюжет в стиле роуд-муви от Дмитрия Глуховского станет главным двигателем игры и позволит в полной мере разойтись художниками 4A Games, рисующим богатые на краски и детали живописные картины разрушенной России. Благодаря калейдоскопу из сменяющихся декораций и погодных условий серия игр Метро еще никогда не выглядела настолько впечатляюще, причем только в последнюю очередь благодаря новым технологий.

Игра metro Esodus. Полная история серии игр Метро: как рождалась легенда

Уже сегодня игра поступила в продажу и даже после неоднозначных оценок игры мы с нетерпением ждем возможности скачать Metro Exodus и еще раз погрузиться в этот мрачный, но до боли знакомый сеттинг. Вторая такая возможность появится разве что с релизом Stalker 2, но это уже совсем другая история, которая к тому же имеет вероятность никогда не стать явью.

Смотрите также 10 причин ждать Metro Exodus, где мы подробно рассматриваем все новшества игры, которыми нас собираются удивить разработчики из 4A Games.

В игре же Мельник и Девятый отправились с Артемом в самоволку, Девятого ранили, Мельник потащил его на станцию, а Артему пришлось в одиночку пробираться через всю библиотеку и искать планы ракетного бункера в секретном хранилище документов. Библиотекари в книге, кстати, тоже были немножко другие.

Гвозди бы делать из этих людей!

Западная аудитория от таких откровений ужаснулась. Современное рабство! Как так можно жить! Да в цивилизованной стране давно бы забастовку устроили! Однако живущие на постсоветском пространстве люди усомнились, что жизнь разработчика в Киеве может быть столь тяжела и безысходна, что там невозможно купить компьютеры и снять офис попросторнее.

Metro: Как закалялось Metro

• Джейсон Рубин — молодец. Устроить такую рекламу игре на Западе одной лишь статьей — это надо уметь.

Многие даже обиделись — мол, клевещут, буржуины проклятые. И действительно, условия в студии 4A Games были не самые лучшие, но и не самые худшие — обычный офис, какой есть у кучи других студий на территории бывшего СССР, да и за его пределами имеется множество талантливых работяг, не избалованных гимнастическими залами и креслами Aeron.

Креативный директор 4A Games Андрей Прохоров хоть и поблагодарил Джейсона Рубина за письмо (еще бы — такая прямо к релизу!), но попросил не слишком драматизировать ситуацию. По его словам, работать над мультиплеером их не заставляли, они сами им интересовались. В итоге сетевые режимы действительно вырезали, но работа над ними не пропала зря и помогла при создании одиночной кампании.

«Это правда, что рабочие условия у нас куда хуже, чем у разработчиков за пределами Украины. Не думаю, что в этом кто-то сомневается. Да, американские и большая часть европейских игроделов работают в странах, которые могут предоставить гораздо более комфортную жизнь, чем Украина. И это правда, что издатели платят им больше. В этом даже есть своя логика: чем цивилизованнее страна, тем меньше риски. Но мы не хотим, чтобы из этого делали драму. В конце концов, у нас уже все наладилось. Что касается оценок игры, то мы их заслужили, — игроков не волнует, в каких условиях делалась игра, и это правильно. Нам не нужны никакие снисхождения», — считает Андрей.

Дешево и эффективно

Metro: Как закалялось Metro

Историю создания Metro: Last Light нужно читать не как страшилку про тоталитарный режим, а как пример чрезвычайно эффективного расходования бюджета. Напомним, что готовую игру выкупили на распродаже THQ менее чем за $6 млн — это уровень инди-проектов с «Кикстартера», а ведь речь идет об одном из самых успешных шутеров этого года.

Однако вместо того, чтобы просто восхищаться достижениями 4A Games, стоит брать с них пример, ведь практика показывает, что работать эффективно можно и во вполне человеческих условиях. По некоторым данным, бюджет второй части «Ведьмака» составил порядка 10 миллионов долларов, что по нынешним меркам сущие копейки. Во столько же обошелся Left 4 Dead, а также первая и вторая часть Gears of War. Первый BioShock потянул на $15 млн.

Как видим, делать хорошие игры с хорошей графикой можно и сегодня, не тратя при этом $85 млн за то, чтобы сделать аддон к Oblivion и назвать его Skyrim. Сейчас, когда игры становятся все дороже, а крупные хиты отжирают большую часть рынка, умение экономно тратить деньги пригодится как нельзя кстати.

Интерфейс игры содержит традиционные элементы дисплейных индикаторов, таких как, например, индикатор амуниции и список оставшихся фильтров для противогаза и инъекций адреналина (медаптечек). Выпущено дополнение «ranger Pack», которое полностью отключает все индикаторы.

Взгляд с другой стороны

Автор этих строк в то время как раз находился в оппозиции к мнению большей части обитателей форумов. Причина была самая что ни на есть банальная. Metro 2033, конечно, нельзя было отказать в некотором очаровании, однако с общекультурной точки зрения работа 4A Games, равно как и, прости господи, «роман» Глуховского, находилась на уровне чуть выше плинтуса. Говорящий почти что на фене Бурбон, непонятно откуда взявшиеся «братки», повсеместная совдепия, бойцы Красной линии — смотреть на все это мракобесие не было ни сил, ни желания.

Metro 2033 исполнилось десять лет: как одна игра спасла репутацию разработчиков из СНГ

И дело не в том, что украинцы, гады этакие, показали Москву как-то не так — от первоисточника убежать было нельзя, а в книге хватало всякого. Москва после ядерной катастрофы, по мнению Глуховского, обязательно должна выродиться в подземную версию заокеанской Брайтон-Бич — со всеми атрибутами умершей империи. И это действительно бесило. Вместо нормального сеттинга — спекуляция на лубочных образах. Персонажи — картонки. Геймплей… А вот о нем давайте поговорим чуть подробнее.

Формально 4A Games попыталась сделать самый банальный скриптовый шутер. Все, что требовалось от геймеров — это бежать от точки к точке, отстреливать монстров и недружественных обитателей подземки, смотреть скриптовые ролики и поражаться графике, которая в 2010 год действительно удивляла своим уровнем. «Ничуть не хуже, чем у западных аналогов», хотелось воскликнуть, но… увы, нет.

Metro 2033 исполнилось десять лет: как одна игра спасла репутацию разработчиков из СНГ

Несмотря на весь хайп, лоснящуюся от эффектов картинку и прочее в том же духе, Metro 2033 не могла конкурировать с действительно хорошими боевиками. Если сражения с людьми еще доставляли хоть какое-то удовольствие, то вот когда на сцену выходили монстры, то хотелось пробить фейспалмом лицо. Более «резиновых» противников в те годы надо было еще поискать. Стрелять по ним было сплошное мучение — нет, речь не идет про сложность. Просто скучно до одури.

Или местный стелс. Он удручал. Во-первых, в силу абсолютно скриптовой природы, а во-вторых, из-за кривой механики и самого факта своего присутствия в игре. Если вы проходили в 2010 году Красную линию на Xbox 360, то прекрасно понимаете, о чем идет речь. Криво, косо, занудно, раздражающе. И все это на фоне бесподобной работы арт-дизайнеров. Местная подземка и редкие вылазки на поверхность действительно запоминались. В особенности Библиотека. Ей-богу, более атмосферной локации во всех российских/украинских видеоиграх той поры не сыскать было.

Теплый прием

В общем, неоднозначно воспринималась Metro 2033. Однако с высоты сегодняшнего дня отлично видно, что авторы все правильно просчитали. Причем мы сейчас не про русскоговорящих геймеров говорим — труд 4A Games по достоинству оценили по всему миру. Западная пресса на удивление благосклонно отнеслась к шутеру, а некоторые критики и вовсе расхваливали экшен на все лады. 81 балл из 100 возможных на Metacritic — это вам не шутки, столько далеко не все западные игры получают, чего уж говорить про творение родом из бывшей советской республики.

Metro 2033 исполнилось десять лет: как одна игра спасла репутацию разработчиков из СНГ

Свою лепту в популяризацию Metro 2033, конечно, внес и тот факт, что некоторые сотрудники 4A Games прежде трудились над культовым S.T.A.L.K.E.R. — еще одним шутером, который крайне тепло приняла англоязычная публика. В общем, все закрутилось. Да так резво, что сегодня 4A Games — это одна из немногих восточноевропейских студий, которая может НА РАВНЫХ конкурировать с ведущими западными компаниями. Этакая CD Projekt RED от мира боевиков. И все это благодаря крайне удачному дебюту.

Есть во всей этой истории и еще одна деталь. Дело в том, что именно Metro 2033 сумела доказать, что разработчики из бывшего Советского союза могут и умеют делать действительно классные видеоигры без скидок на страну происхождения. По сути, Украина стала этакой кузницей талантов. В то время как российские авторы пили валерьянку и либо закрывались и уходили с рынка, либо переобувались в воздухе и начинали покорять мобильную/казуальную нишу, наши ближайшие соседи выпускали полномасштабные хиты для самой широкой аудитории. Да, их было немного, но ведь были же!

Фактически 4A Games сумела разрушить миф, что в бывшем советском лагере создается один лишь трэш исключительной силы. И это действительно очень важно. За один этот факт оригинальной Metro 2033 можно простить и «резиновых» монстров, и отвратительный совково-люмпенский колорит с «базаром по фене» и прочим арго. Игра-легенда, блин, как ни крути. И сегодня ей исполнилось десять лет.

Оцените статью
club-cs.ru